Общая цель системы профориентационной работы
Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.
Задачи:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;
- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы;
- дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
- выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Основные ступени и этапы управления системой профориентации в школе
I ступень общего среднего образования
Начальная школа (1-4 классы)
С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.
II ступень общего среднего образования
Основная школа (5-7 классы)
Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
Основная школа (8-9 классы)
Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.
III ступень общего среднего образования
Старшие классы (10-11 классы)
Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.
Рекомендации
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
Профориентация через учебный предмет - одно из ведущих направлений профориентации школьников. В ходе преподавания учебных дисциплин должны достигаться задачи трудовой подготовки школьников, ознакомление их с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирования у них трудовых умений и навыков, побуждение к сознательному выбору профессии. Каждый учебный предмет содействует решению задач профориентации различными средствами.
Предметы естественно-математического цикла преимущественно знакомят учащихся с содержанием труда по ведущим профессиям отраслей экономики конкретного экономического региона, формируют знания, умения, навыки, необходимые для успешного овладения этими профессиями.
Предметы гуманитарного цикла влияют на становление нравственного, мировоззренческого фундамента профессиональной направленности, активизируют процесс ее развития, усиливают воздействие отдельных социально-экономических факторов профессионального самоопределения.
Обеспечивая помощь учащимся в сознательном выборе профессии, учитель-предметник должен:
- знакомить учащихся с различными видами труда и профессиями;
- изучать склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся, формировать у школьников общественно-значимые мотивы выбора профессии;
- консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.
Данные требования предполагают соответствующую теоретическую и практическую подготовку учителя-предметника к проведению профориентационной работы в рамках своего предмета.
Теоретическая подготовка предполагает прежде всего знание цели, задач и путей профориентации, методов ее осуществления в условиях преподавания определенного предмета, психолого-педагогических основ проблемы.
В соответствии с задачами профориентации в учебном процессе выделяются следующие этапы работы учителя-предметника:
- Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.
- Определение форм подачи профориентационного материала, наиболее соответствующих содержанию той или иной темы. Подбор соответствующих наглядных пособий.
- Изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету. Особое внимание при этом уделяется профессиям своего экономического региона.
- Изучение интересов и склонностей учащихся, фиксирование результатов, обсуждение их с учащимися и классными руководителями.
- Регулярное проведение индивидуальной работы с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому предмету и связанным с ним профессиям.
- Обновление экспонируемых материалов о профессиях, связанных с изучением данного предмета, в учебном кабинете.
- Углубление своих знаний по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения.
Работу по профессиональной ориентации учителю следует начинать с уяснения для себя перечня профессий и специальностей, с которыми в процессе учебной деятельности возможно будет ознакомить школьников. Необходимо показывать связи массовых профессий и профессий, требующих среднего и высшего специального образования. Отношение профессий и специальностей можно изображать в виде схем, таблиц, альбомов с кратким текстовым материалом, характеризующим деятельность ближайших учебных заведений.
Отбор профессий для ознакомления с ними учащихся на уроках и во внеклассной работе следует проводить с учетом характера программного материала и конкретных условий района, города.
Поэтому желательно работу по профориентации начинать с изучения экономики своего района, города, их потребностей в кадрах, возможностей получения специального образования. Одновременно следует проанализировать программу учебных предметов с целью выяснения возможностей ознакомления с различными видами труда и основными профессиями, а также формирования трудовых и профессиональных интересов и намерений учащихся.
Большую помощь учителям-предметникам могут оказать профессиографические карточки, имеющие такую структуру:
Класс
|
Предмет
|
Тема урока
|
Отрасль, профессия (специальность) с которой учитель знакомит учащихся
|
Краткое содержание информации о профессиях
|
|
|
|
|
|
Профессиографические карточки классифицируются по учебным предметам. Составляют их наиболее опытные учителя-предметники, эти материалы постоянно пополняются, совершенствуются на основе передового опыта учителей. Это дает возможность любому учителю независимо от стажа работы проводить профессиональную пропаганду, планомерно и органически связывать ее с содержанием изучаемых предметов.
Урок является основной формой организации познавательной деятельности учащихся. Каждый урок, проведенный на высоком уровне дает учащимся определенную сумму знаний, пробуждает умственную активность, творческую деятельность, побуждает к поискам новых знаний.
Профориентационные задачи, решаемые в ходе урока:
- сообщение учащимся определенных знаний о наиболее массовых профессиях, раскрытие социальных, экономических, технологических и психологических сторон профессий;
- информирование учащихся о путях овладения избранными профессиями - об учебных заведениях, профилирующих профессиях, сроках обучения, перспективах профессионального роста и др.;
- формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и конкретно - к профессиям, в которых ощущается острая необходимость в данном экономическом регионе;
- формирование стойких профессиональных интересов и правильно мотивированных профессиональных намерений, которые бы базировались на осознании социально-экономических потребностей общества, а также на знании психофизиологических особенностей учащихся.
Успех профессиональной ориентации на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владения методами обучения. Но вместе с тем эффективность профориентационной работы в преподавании зависит от объективных факторов - содержания профориентационного материала и особенностей его включения в каждый предмет. Выделяются следующие условия введения профориентационного материала в содержание урока.
Профориентационный материал должен:
- быть органически связан с учебным материалом, обогащать основные понятия учебного предмета, раскрывать их сущность в связи с жизнью, практикой, производством;
- расширять политехнический кругозор учащихся и возможности формирования политехнических умений и навыков, развития технического мышления школьников;
- включаться поэтапно в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их развития.
Основными формами и методами профориентационной работы учителя-предметника при изучении программных тем являются:
- беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом;
- решение различного рода задач с практическим содержанием;
- участие в олимпиадах, конкурсах, теоретических конференциях;
- просмотр фрагментов учебных фильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса непосредственно в практической деятельности людей;
- участие школьников в работе клубов «Юный физик» (химик и др.);
- экскурсии на предприятия;
- встречи со специалистами;
- проведение тематических, литературно-художественных вечеров, устных журналов, круглых столов;
- оформление стендов, альбомов, плакатов и другой наглядной агитации профориентационного характера.
Выбор метода зависит от возрастных особенностей учащихся, типа урока и наличия необходимого материала. Знакомство с той или иной профессией, связанной с изучаемой темой, можно осуществить во время объяснения нового материала, закреплении его или на итоговом занятии. Важным средством информации о мире труда и различных профессиях является библиография. Учащийся должен знать, осмысливать, продумывать и критически оценивать прочитанное. Научить подростка этому, а также умению подбирать нужную ему литературу, пользоваться справочниками и каталогами - профориентационная задача учителей литературы в общеобразовательной школе.
Беседа. Профориентационная беседа должна быть логическим продолжением изучаемого материала и готовиться заранее по определенному плану.
- Знакомство с историей развития профессии, связанной с изучаемым материалом.
- Основное содержание труда. Что делают специалисты этой профессии, в каких секторах экономики работают? Потребность предприятий города в кадрах данной профессии.
- Какие орудия труда и материалы используются специалистами этой профессии?
- Условия труда.
- Какими общетрудовыми, общетехническими и специальными знаниями, умениями и навыками должен обладать работник данной профессии?
- Психофизиологические требования профессии к человеку. Медицинские противопоказания.
- Экономические сведения о профессии.
- Подготовка кадров и этапы профессионального роста.
В старших классах можно использовать метод подготовки сообщений профориентационного характера самими учащимися. Это дает возможность живее провести беседу, так как учащиеся являются не только ее слушателями, но и активными участниками, познающими какие-то первые, маленькие секреты профессии.
Этот метод требует тщательной подготовки и должен производиться по рекомендованному учителем плану. Он может включать те же вопросы, что и план беседы, приведенный выше.
Материал для сообщений о профессиях учащиеся могут брать из справочников, журналов и газет, радио- и телепередач, бесед со знакомыми, родственниками и т.д. Полученная таким образом информация о профессии способствует развитию большего интереса к ней, её лучшему изучению. Поэтому следует приобщать учащихся к чтению справочников о профессиях, литературы профессиографического содержания.
Во время беседы учащиеся должны получить общие сведения о профессиях, заинтересоваться ими. Поэтому беседа должна проводиться в доступной форме, образно, эмоционально, с подкреплением отдельных положений примерами из жизни. Такие беседы о профессиях продолжаются и при выполнении лабораторных, практических работ в виде кратких профориентационных комментариев, контрастных выставок. Пользуясь этими приёмами, учитель рассказывает, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном занятии, какие знания, умения и навыки нужны работникам, выполняющим эти операции в производственных условиях.
Беседа не является "чистым", обособленным методом, а используется в сочетании с различными другими методами. При проведении беседы о конкретной профессии желательно применять технические средства (телевидение, видеофильмы и кинофильмы), а также профессиограмму этой профессии.
Экскурсии - одна из важных форм ознакомления учащихся с организацией производства, техникой, технологией и основными профессиями разных предприятий. Для успешного проведения экскурсии надо четко определять тему, учебную, воспитательную и профориентационные цели, дату проведения экскурсии.
Встречи со специалистами - одна из форм пропаганды профессий, необходимых городу.
В проведении профориентационной работы в школе важное место занимают внеклассные занятия по интересам, которыми руководят учителя-предметники.
При их планировании и организации преподаватель должен создать все условия для творческого развития индивидуальных способностей учащихся: конструкторских, изобретательских и других. Внеклассные занятия не регламентированы рамками обязательной программы, и учитель, проводя их в занимательной форме, вызывает интерес учащихся. В процессе проведения таких занятий имеется возможность вовлечь учащихся в деятельность, по своему характеру близкую к профессиональной, воспитывать трудолюбие, любознательность, творческое отношение к делу, исследовательскую жилку, мастерство в выполнении работ.
Перечень высших и средних специальных учреждений образования Заводского района
г. Минска
Наименование учреждения образования
|
Официальный сайт
|
Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»
|
http://www.bseu.by
|
Частное учреждение образования «Минский университет управления»
|
http://www.miu.by
|
Российский государственный социальный университет. Филиал в г.Минске
|
http://www.rgsu.by
|
Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
|
http://kii.gov.by
|
Учреждение образования «Белорусская государственная академия авиации»
|
http://bsaa.by
|
Филиал «Минский государственный автомеханический колледж имени академика М.С. Высоцкого» учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»
|
http://mgak.ripo.unibel.by
|
Минский филиал учреждения образования "Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»
|
http://mtk-bks.by
|
Учреждение образования «Минский государственный профессиональный лицей № 7 строительства»
|
http://licey7.minsk.edu.by
|
Учреждение образования «Минский государственный профессиональный лицей № 9 автомобилестроения»
|
http://licey9.minsk.edu.by
|
Учреждение образования «Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии»
|
|
http://ptk-kulinarii.minsk.edu.by |
УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины»
|
https://www.vsavm.by |
Кем стать: порталы и центры профориентации
Выбор профессии – одно из самых важных решений в жизни человека. Хорошо, если есть склонность к чему-то одному, а если нравится и спорт, и математика? Что тогда выбрать? Как верно оценить свои способности и принять правильное решение? На помощь придут профориентационные тесты и консультации. Программа профориентации специально разрабатывается для учащихся 8–11 классов, чтобы помочь найти дело всей жизни. Кстати, в школах Беларуси каждый ученик может обратиться к психологу и пройти профориентационное тестирование. Предлагаем подборку порталов и центров, где можно пройти тестирование, и получить бесплатную или платную консультацию. Желаем успешно пройти онлайн тесты на профориентацию и выбрать профессию твоей мечты!
Центры профориентации
УО «Республиканский центр инновационного и технического творчества»
Адрес: г. Минск, ул. Славинского,12; ул. Макаенка, 12. Телефон приёмной: (017) 369 78 19
Режим работы: с 9.00 до 17.30, Обед с 13.00 до 13.30
Отдел профилизации и профессиональной ориентации молодежи оказывает помощь в выборе профессии учащимся 7-11 классов учреждений общего среднего образования. Индивидуальная профориентационная консультация с использованием компьютерного тестирования (выявление профессиональных интересов, склонностей, способностей, личностных особенностей). Групповая профдиагностическая консультация с использованием компьютерного тестирования (группа от 6 до 10 человек). Круглый стол «Выбираем профессию правильно» для учащихся и родителей (с использованием мультимедийных презентаций). Информационно-справочные консультации для учащихся, родителей, педагогов в режиме on-lineпо сиcтеме skype Логин - proforientaciya. Квалифицированные специалисты проинформируют вас о профессиях, востребованных на рынке труда, правилах приема в учреждения профессионального образования, конкурсах, проходных баллах и др.
Телефон: (017)267-60-49
Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей
Адрес: 220070, г. Минск, улица Чеботарёва, 6А. Телефоны: (017) 317-32-32 , +375 29 3673232 Velcom, +375 33 6033232 МТС (запись на консультацию).
Социальные услуги: «ШАГ В БУДУЩЕЕ» - профориентационное консультирование для молодежи с 18 лет, для безработных граждан длительное время находящихся в поиске работы, в том числе для лиц, вышедших из мест лишения свободы.
Республиканский научно-практический центр спортивной и профессиональной ориентации (РЦСПО)
Адрес:г. Минск, ул. Каменногорская, 112-25 Телефоны: +375 29 505 36 89 (МТС), +375 29 160 36 89 (Vel.), +375 29 903 00 45 (Vel.)
Проводит индивидуальные и групповые консультации молодежи и других категорий населения, в том числе безработных, изучает их психофизиологические и личностные особенности, способности и интересы с использованием современных средств и методов профессиональной диагностики и выдает рекомендации по выбору сферы труда, профессии и специальности, формы профессиональной подготовки с учетом индивидуальных особенностей и перспективных потребностей рынка труда.
Республиканский Центр Проблем Человека
Адрес: г. Минск, Ленинградская, 16, к. 100, 101, 103, 105 (здание географического факультета БГУ). Телефон: +375 17 209-54-75.
Для профориентационной диагностики учащихся (с 16 лет) в центре разработан программно-методический комплекс «ПсихоЭргоТест-Ш». Уникальность тестирования заключается в исследовании врожденных задатков человека, предопределяющих успешность его обучения и овладения той или иной профессией.
Центр Комфортного Общения Натальи Шеиной
Адрес: г. Минск, ул. Бобруйская, 21. Телефон: +375 44 728-01-45.
Стоимость: платно.
«Центр комфортного общения» существует уже 7 лет. Для подростков и их родителей в центре проводят интересные программы по эффективному взаимодействию, личностному развитию, профессиональной ориентации.
Центр успешных отношений
Адрес: 2-й пер Тимошенко,3 и ул. Ленина, 27-129. Телефон: +375 29 33 890 33
Стоимость: платно. Тестирование + консультация психолога.
В Центре регулярно проводятся тренинги для подростков в Минске. Подросток в нашем центре может получить консультацию психолога, либо пройти профориентацию.
Образовательный центр «Фабрика знаний»
Адрес: г. Минск, пр. Машерова, 10. Телефон: +375 29 618-80-90
Найти самого себя и свои таланты в профессиональной сфере в центре помогут опытные профориентаторы "Фабрики знаний". Профориентационные встречи проходят в групповом и индивидуальном виде в формате коучинга. Программа включает в себя несколько уровней по "поиску себя" в зависимости от запроса участника. Мы помогаем школьникам 9-11 классов, студентам всех курсов и молодым выпускникам.
Образовательный и кадровый центр "Новое завтра"
В рамках профессиональной ориентации БЕСПЛАТНО предоставляют:
Возможность пообщаться со специалистом по профориентации и трудоустройству, который может посоветовать Вам наиболее востребованные в настоящее время профессии на рынке труда по той профессии/специальности, которую Вы выбрали. При необходимости Вы пройдете специальное тестирование, которое поможет определить Ваши природные и личностные склонности к той или иной профессии.
Бесплатный тест на профориентацию:
К чему Вы предрасположены.
Гуманитарий или технарь?
Пора ли менять профессию?
Комплексный тест: состоит из нескольких опросников:
– "Опросник проф. готовности" (человек-техника, человек-худ. образ и др.);
– "Опросник проф. предпочтений" (определяет тип личности (предпринимательский, социальный и др.)
КУП «МОЛОДЕЖНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА»
Адрес: г. Минск, ул.Чапаева, 3, ул. Козлова,7. Пн-Пт с 9.00 -18.00
Бизнес-инкубатор работает с 1992 года, в области создания инфраструктуры поддержки предпринимательства. Инкубатор малого предпринимательства создан для оказания поддержки юридическим лицам, учрежденным молодыми людьми, на начальном этапе их существования. Так же бизнес-инкубатор является международной площадкой предпринимательства и одновременно вмещает до 160 резидентов, являющихся вашими потенциальными партнерами, молодые предприниматели смогут не только найти подходящие площади и инфраструктуру, но и целый ряд необходимых услуг.
Работает Бизнес-школа «От идеи до бизнеса» - социально-образовательный проект, который реализуется в рамках международной программы Youth Empowered. Его задача - способствовать развитию потенциала белорусского молодежного предпринимательства.
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СВЕТОЧ» Г. МИНСКА»
Адрес: Минск, ул Я. Коласа,47/2, т. 292-06-13
- Дети возраста 6-17 лет
- Занятия проводятся БЕСПЛАТНО
Театральная студия «Созвездие» - Индивидуальный подход к каждому ребёнку, развитие его творческих способностей и потенциала. Вместе мы научимся выступать перед публикой и обретём уверенность в себе.
Школа бизнеса TeenGuru Business Academy
Адрес: г. Минск, ул. Фабрициуса, 4. Телефон: +375 29 1 189 189.
TeenGuru - бизнес-академия для подростков, где ребята создают свои первые бизнес-проекты, получают полезные знания и практический опыт для раскрытия своего потенциала. Мы создаём сообщество в Беларуси, которое обучает предпринимательству с самого детства, выстраиваем продуктивную коммуникацию профессионалов и студентов, даем эффективные инструменты для профессионального самоопределения и популяризируем предпринимательство. Учреждение образования "Республиканский центр инновационного и технического творчества"
Республиканский портал АБИТУРИЕНТ.BY
- Каталог специальностей и квалификаций
- Профориентационные тесты
- для правильного выбора специальности
- Каталог вузов Республики Беларусь
- Сравнение своих показателей
- с прошлогодними проходными баллами
- Порядки приема в вузы
- Программы вступительных испытаний
- по основным предметам
Электронный справочник абитуриента Kudapostupat.by
Кем быть - где учиться? Профориентационный тест
Пройти тестирование
Поиск специальности и вуза/колледжа
По вступительным испытаниям
По проходным баллам
Курсы
Курсы по подготовке к ЦТ и Образовательные центры
Новые специальности
ГрГУ им. Я. Купалы в 2019 г. открыл набор на новую специальность «Компьютерная физика»
Новые специальности 2019 году открыты в БРУ, ВГТУ и ПГУ
Новости вузов и колледжей
7 подсказок для абитуриента-2020: как правильно выбрать вуз
Тестирование
Репетиционное тестирование
Централизованное тестирование
Тестовые задания
Республиканский институт контроля знаний
Адрес: г. Минск, ул. Чайковского,7. Время работы: с 8.30 до 17.15 По-Пт. Телефон: (017) 237-06-66.
Проверить результаты РТ, проверить результаты ЦТ, компьютерное тестирование, подготовка к ЦТ, ...
Образовательный центр «Адукар»
Адрес: г. Минск, ул. Немига, 5, 3 этаж, оф.310. Телефон: +375 44 535-98-51, +375 44 535-98-50, +375 29 634-50-34.
- Один из лидеров в сфере образования Беларуси. Команда проекта, используя современные технологии, заполняет информационные пробелы, помогает людям разных возрастов определиться с профессией и получить новые знания.
- Как быть, если не можешь выбрать профессию? Или нашёл несколько вариантов, но сомневаешься, куда поступать? Чтобы развеять сомнения, в центре предлагают пройти тесты на профориентацию онлайн. В итоге ты легко сможешь выбрать профессию и определиться, куда будешь поступать.
- В центре создали качественный бесплатный сервис для подготовки к ЦТ, чтобы твоя мечта о 100 баллах стала реальностью.
- Хочешь сдать ЦТ 2020 на высокий балл? Смотри интерактивные уроки, составленные на основе программы тестирования. Здесь есть все темы, которые встречаются в ЦТ. Программа видеокурса проработана опытными преподавателями, так что тебе нужно лишь усвоить её.
- Тренировочные и контрольные тесты, которые приближены к заданиям ЦТ, также доступны бесплатно после регистрации на сайте. Тесты, как и видео, обновляются в соответствии с программой ЦТ. Только актуальная информация. Закрепляй теорию на практике, чтобы чувствовать себя уверенно на самом тестировании. Авторские тесты образовательного центра Адукар по содержанию и сложности аналогичны тем, что даются на тестировании.
ЦТ онлайн — это тренажёр для самостоятельной подготовки к централизованному тестированию.
Онлайн подготовка к ЦТ 2019
- Белорусский образовательный проект АДУКАР проводит серию бесплатных мероприятий для детей и родителей – творческую IT-лабораторию 4.0. Возраст детей 6-11 лет и 12-16 лет.
Основные термины и определения
Должность - служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности.
Первичные должности служащих соответствуют содержанию образования, но не являются основанием для трудоустройства выпускников учебных заведений. Назначение на конкретную должность осуществляется в соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь.
Квалификация - подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках профессии, специальности, направления специальности.
Профессиональное образование - образование, ориентированное на профессиональную деятельность.
Профессиональная деятельность – трудовая деятельность по определенной профессии, взаимообусловленная с видами экономической деятельности.
Вид (подвид) профессиональной деятельности – вид (подвид) трудовой деятельности, определяемый специальностью (специализацией), квалификацией.
Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых путем обучения и практического опыта.
Профиль образования – подсистема системы специальностей и квалификаций, наименование которой определяется родом профессиональной деятельности, выделенным на основе общности отдельных видов экономической деятельности по определенному признаку классификации.
Направление образования – подсистема профиля образования, наименование которой определяется родственными видами профессиональной деятельности, объединяющая подмножества родственных специальностей по определенному признаку классификации на данной классификационной ступени.
Примечания
1. Направления образования, как правило, объединяют множества специальностей как основного, так и дополнительного образования взрослых.
2. Отдельные направления образования объединяют только множества специальностей переподготовки руководящих работников и специалистов, если законодательными и нормативными положениями подтверждается необходимость подготовки специалистов, осваивающих содержание образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование.
3. При определении объема типового учебного плана по специальностям переподготовки работников здравоохранения необходимо учитывать равнозначность направлений образования 79 и 81.
Группа специальностей – подсистема направления образования, наименование которой определяется родственными видами профессиональной деятельности, объединяющая подмножества родственных специальностей по определенному признаку классификации на данной классификационной ступени.
Специальность – вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта, – подсистема группы специальностей.
Направление специальности – подсистема специальности как разновидность профессиональной деятельности в рамках конкретной специальности профессионально-технического, среднего специального и первой ступени высшего образования.
Примечания:
1. Направления специальности выделяются в целях вариативной подготовки квалифицированных кадров в рамках одной специальности при небольших отличительных особенностях квалификаций, когда составить единый учебный план, отражающий разнообразие квалификаций, не представляется возможным.
2. Наименование направления специальности среднего специального и высшего образования I ступени указывается кратко, в скобках, после наименования данной специальности.
3. Каждому направлению специальности среднего специального и высшего образования I ступени может соответствовать отдельная квалификация в единой логике выделения квалификаций по направлениям. Квалификации по направлениям специальности должны быть равноценны по объему и содержанию обучения.
4. На уровне профессионально-технического образования направления специальности вводятся только посредством кодирования для присвоения определенной квалификации (профессии рабочего, должности служащего по ОКРБ 006).
Специализация – составляющая специальности или направления специальности профессионально-технического, среднего специального и высшего образования I ступени, обусловленная видом применяемых знаний и особенностями профессиональной деятельности в рамках специальности или ее направления.
Примечания:
1. Специализация вводится для сближения профессионального образования по специальности с потребностями сферы труда.
2. Специализация по объему учебных часов не должна превышать 10% - 15 % общего фонда учебного времени по специальности среднего специального и высшего образования I ступени.
3. Выделение дополнительных или вариативных квалификаций на уровне специализаций не допускается.
4. Специализации в системе дополнительного образования взрослых (по специальностям переподготовки), а также по специальностям отсутствуют.
Структура кода специальности (направления специальности или дополнительной специальности в профиле А, специализации):
Х -
|
ХХ
|
ХХ
|
ХХ
|
- ХХ
|
ХХ
|
|
|
|
|
|
Специализация специальности
основного образования
|
|
|
|
|
Направление специальности основного образования
|
|
|
|
Специальность основного образования
и/или дополнительного образования взрослых
|
|
|
Группа специальностей основного образования и/или
дополнительного образования взрослых
|
|
Направление образования (основного образования и/или
дополнительного образования взрослых)
|
Уровень образования
|
Кодирование специальностей основного (высшего, среднего специального и профессионально-технического) образования осуществляется следующим образом.
Длина кода специальности включает семь цифровых десятичных знаков, например:
1- 01 01 01 «Дошкольное образование».
Длина кода специальности с направлением специальности включает девять цифровых десятичных знаков, например: 1-08 01 01-03 «Профессиональное обучение (энергетика)», код направления указывается после дефиса.
Аналогично кодируются специальности с дополнительными специальностями профиля «А. ПЕДАГОГИКА», например: 1-02 04 04-01.
Длина кода специальности со специализациями включает также девять цифровых десятичных знаков, но без дефиса после седьмого знака, например: специализация 1-31 03 04 01 «Программное обеспечение вычислительных систем» специальности 1-31 03 04 «Информатика».
Длина кода специальности с направлением специальности и специализацией включает одиннадцать цифровых десятичных знаков, например: специализация «Автоматические системы и электрооборудование воздушных судов» 1-37 04 02-01 01 специальности 1-37 04 02 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования (по направлениям)» с направлением специальности 1-37 04 02-01 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования (приборное и светотехническое оборудование)».
Кодирование специальностей среднего специального образования для получения профессии рабочего осуществляется в установленном порядке со следующей особенностью: последние две цифры кода специальности начинаются с номера 51.
Кодирование специальностей дополнительного образования (переподготовки) осуществляется следующим образом.
Отличительной особенностью кодирования специальностей высшего образования II ступени (магистратуры) являются цифры, определяющие специально выделенные для данной подсистемы группы специальностей: 80 «Научная и педагогическая деятельность» (например: специальность 1-33 80 01 «Экология» с присвоением степени магистр (по отраслям наук): биологических, сельскохозяйственных, физико-математических и др.; специальность 1-37 80 01 «Транспорт» с присвоением степени магистр технических наук) и 81 «Инновационная деятельность (с углубленной подготовкой специалистов)» (например: специальность 1-26 81 01 «Бизнес-администрирование» с присвоением степени магистр бизнес-администрирования).
Кодирование специальностей дополнительного образования взрослых (переподготовки руководящих работников и специалистов) осуществляется следующим образом.
Длина кода специальности переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование включает семь цифровых десятичных знаков, например: 1-01 03 71 «Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка на дому». Предусматривается две отличительные особенности кодирования специальностей переподготовки:
первая – последние две цифры кода специальностей переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование начинаются с номера 71 для специальностей, по которым может осуществляться подготовка специалистов как в рамках основного, так и дополнительного образования взрослых;
вторая – последние две цифры кода специальностей переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, начинаются с номера 01 для специальностей, по которым в соответствии с нормативными правовыми актами предусматривается подготовка специалистов только в рамках дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование.
Профиль образования имеет буквенное обозначение и не входит в структуру кода специальности.
Коды уровней профессионального образования: 1 – высшее образование, 2 – среднее специальное образование, 3 – профессионально-техническое образование.
Примеры кодирования:
1-36 01 01 «Технология машиностроения (по направлениям)» - специальность высшего образования,
2-74 02 01 «Агрономия» - специальность среднего специального образования,
3-40 02 51 «Техническое обслуживание и ремонт электронно-вычислительной техники» – специальность профессионально-технического образования.