РУС БЕЛ ENG

Профориентация

Как выбрать профессию. Советы учащимся и их родителям

Как выбрать профессию

Советы учащимся и их родителям

 

Современные школьники выбирают профессию на основе навыков                            и увлечений (53%), вдохновляются историями успеха известных бизнесменов и ориентируются на мнения блогеров (17%), слушают родителей, учителей                 и одноклассников (6%). Выбор профессии в школьные годы может ставить               в тупик, но есть способы облегчить поиск дела жизни. Вот несколько советов по грамотному выбору специальности и популярные ошибки, которые мешают определиться и найти свое предназначение.

Что важно учесть при выборе профессии

Советский и российский психолог Евгений Климов сформулировал схему выбора профессии как «хочу — могу — надо». Профессия должна соответствовать интересам и склонностям человека («хочу»), соотноситься              с его возможностями и способностями («могу») и быть востребованной                   на рынке труда («надо»). На пересечении этих трех критериев лежит оптимальный выбор будущей профессии.

 

 

 

По мнению Климова, удачным профессиональный выбор будет, если получится совместить «хочу», «могу» и «надо».

Каждый случай уникален, и нет универсального совета, который подойдет всем. Однако психологи предлагают определить для себя важные моменты, которые помогут выбрать профессию. Так, например, Евгения Хижняк, психолог, гештальт-терапевт и коуч PCC ICF, советует учитывать следующие критерии:

  • возможность и степень сложности освоения;
  • перспективы карьерного роста;
  • возможности для реализации и раскрытия внутреннего потенциала;
  • престиж и востребованность на рынке (то есть заработная плата, конкурентоспособность);
  • условия труда (есть профессии, которые связаны с работой в дальних регионах).

Как выбрать профессию:

  1. Поймите, что вас интересует

Выбор профессии стоит начинать с более глубокого изучения себя: интересов, склонностей, навыков, черт характера, сильных и слабых сторон. Полезно ответить себе на несколько вопросов:

  • «Какие ценности для меня важны?» (Например, финансовая стабильность, свободный график, творчество).
  • «Что мне интересно?» (Музыка, дизайн).
  • «Чем я точно не хочу заниматься?» (Рутинной работой).
  • «Какие способности у меня есть от природы?» (Лидерство, общительность, креативность).
  • «Чего я жду от будущей профессии?» (Удаленной работы, свободы перемещения, хорошей оплаты).

«При выборе профессии кроме интересов важно учитывать способности                                и навыки. Только на первый взгляд кажется: предмет интересен — значит,                   он легко дается. Для овладения некоторыми предметами важен высокий уровень развития определенных познавательных процессов, например пространственного мышления или зрительной памяти. И если ребенок                         не обладает этими способностями, ему будет сложно овладеть соответствующими специальностями.

Подобная ситуация и с навыками. Их особенно важно учитывать при выборе творческих профессий: школьник интересуется дизайном, но не умеет рисовать; любит музыку, но не владеет нотной грамотой».

Анализ можно провести самостоятельно либо с помощью тестов. Карта интересов Голомштока изучает интересы и склонности человека к различным сферам деятельности. Первый вариант опросника появился еще в 1960-х,                но с того времени психологи несколько раз его модифицировали.

Схожая с картой интересов методика Хеннинга рассматривает интересы человека не по отдельности, а во взаимосвязи и рассчитана на молодежную аудиторию.

Тем временем оценить уровень интеллектуальных способностей позволяет тест Вандерлика.

  1. Выберите профориентацию

Тесты на профориентацию позволят сузить выбор специальности. Есть две популярные методики определения наиболее подходящей профессии — Климова и Холланда. Они появились довольно давно: тест Холланда — около 70 лет назад, а система Климова — в 1980-х, обе не учитывают новые профессии.

Система Евгения Климова определяет наиболее подходящую из пяти сфер труда. Они делятся по типам объектов, с которыми работает специалист:

  • человек — техника (инженер, механик);
  • человек — знаковая система (программист);
  • человек — человек (психолог, учитель);
  • человек — природа (биолог, ветеринар);
  • человек — художественный образ (писатель, артист).

Американский психолог Джон Холланд (Голланд) выделял шесть профессионально ориентированных типов личности в зависимости от ценностей и интересов человека:

  • конвенциональный — обрабатывает информацию, ведет документацию (секретарь, банковский служащий);
  • социальный — обслуживает других людей, помогает, обучает, консультирует (журналист, воспитатель);
  • реалистический — занимается физическим трудом, использует инструменты и механизмы (строитель, водитель);
  • предпринимательский — руководит, организует (бизнесмен, менеджер);
  • интеллектуальный — занимается научно-исследовательской деятельностью (аналитик, ученый);
  • артистический — представляет творческие профессии (художник, музыкант).

Существуют и более современные методы. Сайт CareerExplorer создал тест с использованием машинного обучения и данных об удовлетворенности карьерой (на английском языке). Важно понимать, что профтесты не дают четкого ответа на вопрос, кем быть, но могут подсказать возможную сферу деятельности.

«Ответы тестов на профориентацию описывают облако специальностей,                     а не конкретную роль.

Отчет по итогам теста будет выглядеть, например, так: «Вам подойдут специальности, включающие работу с людьми, активную разноплановую коммуникацию, лидерство в команде и организацию работы других, работу с вербальной информацией, задачи по систематизации информации, публичные выступления».

То есть речь идет не о списке конкретных специальностей, а о наборе компетенций, и его уже нужно прикладывать к актуальному рынку труда. Если десять лет назад это могла быть профессия преподавателя или тренера, то сейчас — руководителя IT-проекта».

  1. Изучите существующие профессии

Важно учитывать актуальность профессии. Исследовательская компания Oxford Economics посчитала, что к 2030 году роботы заменят около 20 млн рабочих мест в промышленном производстве. Некоторые профессии могут исчезнуть: в зоне риска бухгалтеры, корректоры, банковские работники, водители, нотариусы.

Что стоит учитывать при выборе учебного заведения:

  • наличие подходящей образовательной программы;
  • условия поступления (баллы ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания, творческий конкурс);
  • удаленность от дома и готовность к переезду;
  • наличие аккредитации;
  • количество бюджетных мест и стоимость обучения;
  • возможности для стажировок и трудоустройства;
  • рейтинг учебного заведения и отзывы.
  1. Изучите понравившуюся профессию с разных сторон

Психологи рекомендуют общаться с выпускниками и представителями профессий, ходить на стажировки, смотреть интервью и документальные фильмы, посещать профессиональные сообщества, чтобы глубже узнать выбранную специальность.

«Самый верный способ не разочароваться — получить информацию о негативных сторонах профессии непосредственно от ее представителей: через интервью со специалистами (обязательно из разных компаний), стажировки (когда можно понаблюдать в деле). Далее вы примеряете на себя, насколько готовы мириться с негативными сторонами».

  1. Поговорите с родителями

В любом случае выбранную профессию желательно обсудить с родителями или опекунами, но взрослые и сами могут поучаствовать в процессе.

«В сфере профориентации родителям можно посоветовать придерживаться особой тактики поведения — деятельного внимания, когда нужно не просто наблюдать за ребенком и подмечать, что ему нравится, а включаться и помогать ему развивать свой талант.

  • Записывать на кружки и секции по интересам, приветствовать его разнообразные «хочу делать это» и не запрещать менять занятия, когда что-то уже надоело.
  • Рассказывать про профессии, с которыми связано увлечение ребенка, рекомендовать книги и фильмы.
  • Предлагать ролевые модели — приводить в пример известных людей, реализовавшихся и добившихся успеха в том направлении, которое ему нравится.
  • Старшим школьникам можно помочь с монетизацией хобби. Успех и первые заработанные деньги всегда окрыляют.
  • Вместе посещать профориентационные мероприятия, мастер-классы, дни открытых дверей, чтобы разбираться в направлениях обучения, программах и перспективах той или иной профессии».
  1. Ориентироваться только на любимые предметы

Часто выбор профессии ребенка определяется школьными предметами: любимыми и действительно интересными или теми, которые легче всего даются. Хотя эти предпочтения и указывают на природные склонности человека, не стоит ориентироваться исключительно на них.

«Нужно смотреть шире. Например, если в школе ребенку нравятся иностранные языки, это не означает, что ему нужно работать в иностранной компании или в сфере, связанной с иностранными языками. Скорее всего, ему подойдут профессии, где нужны коммуникативные способности, развитое мышление, хорошая память и способность быстро воспринимать и считывать информацию.

Если вы хотите опираться на любимые предметы ребенка при выборе профессии, то всегда стоит обдумать его способности более широко и попытаться понять, какие действительно ценные навыки лежат за этим».

  1. Не изучать предпочтения

Бывает и так, что ребенок не знает, чего хочет, или не хочет ничего. В таком случае полезно выяснить причину. Отсутствие энтузиазма может говорить о неуверенности в своих силах, тревожности, конфликтах в школе, слабой информированности о профессиях.

  1. Думать, что делаешь выбор раз и навсегда

Часто желание сменить сферу деятельности приходит еще на этапе обучения. По данным исследования аналитического центра НАФИ, каждый третий студент ссузов (32%) не планирует работать по изучаемой профессии, среди учащихся вузов таких 28%. В НАФИ считают, что это связано не столько с разочарованием студентов в профессии, сколько с появлением новых сфер и видов деятельности.

«Мир постоянно меняется, меняются цели и ценности человека, а также сам человек. Поэтому смена профессии в определенном возрасте — это не ошибка, а естественное развитие».

4. Идти учиться «за компанию»

«Школьникам часто хочется сохранить дружеское общение, компанию после окончания школы. Руководствуясь этим, выпускники выбирают один колледж или вуз. Это очень быстро приводит к разочарованию: профессия не соответствует интересам, склонностям, навыкам».

5. Ориентироваться только на мнение взрослых

Родители, учителя и репетиторы могут как помочь с выбором профессионального пути, так и помешать. Поэтому психологи рекомендуют не давить на ребенка и признавать уникальность его личности.

«Взрослые могут транслировать детям свои интересы и ожидания, а не учитывать склонности самого ребенка. Иногда они забывают о том, что дети — другое поколение, которое выросло в других социальных условиях. Как бы нам ни хотелось помочь с высоты своего опыта, надо признать, что опыт имеет свойство устаревать. Выбирает профессию ребенок сегодня, а на рынке труда он окажется через четыре-пять лет. Не каждый взрослый может спрогнозировать, каким будет рынок труда на тот момент».

  1. Гнаться за престижем

Престиж профессии не гарантирует, что работа будет удаваться и приносить удовлетворение.

 

свернуть

Абитуриенту

Минский государственный областной колледж приглашает выпускников

03.02.2023

Следственно-экспертный факультет Академии МВД приглашает

13.01.2023

Общая цель системы профориентационной работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день

 

Документ предоставлен КонсультантПлюс

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 марта 2014 г. N 15/27/23 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Профориентация           Нормативные и правовые документы

 

Общая цель системы профориентационной работы

Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.

Задачи:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы;
  • дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Основные ступени и этапы управления системой профориентации в школе

I ступень общего среднего образования

Начальная школа (1-4 классы)

С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

II ступень общего среднего образования

Основная школа (5-7 классы)

Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Основная школа (8-9 классы)

Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.

III ступень общего среднего образования

Старшие классы (10-11 классы)

Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.

 

 

Рекомендации

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Профориентация через учебный предмет - одно из ведущих направлений профориентации школьников. В ходе преподавания учебных дисциплин должны достигаться задачи трудовой подготовки школьников, ознакомление их с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирования у них трудовых умений и навыков, побуждение к сознательному выбору профессии. Каждый учебный предмет содействует решению задач профориентации различными средствами.

Предметы естественно-математического цикла преимущественно знакомят учащихся с содержанием труда по ведущим профессиям отраслей экономики конкретного экономического региона, формируют знания, умения, навыки, необходимые для успешного овладения этими профессиями.

Предметы гуманитарного цикла влияют на становление нравственного, мировоззренческого фундамента профессиональной направленности, активизируют процесс ее развития, усиливают воздействие отдельных социально-экономических факторов профессионального самоопределения.

Обеспечивая помощь учащимся в сознательном выборе профессии, учитель-предметник должен:

  • знакомить учащихся с различными видами труда и профессиями;
  • изучать склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся, формировать у школьников общественно-значимые мотивы выбора профессии;
  • консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.

Данные требования предполагают соответствующую теоретическую и практическую подготовку учителя-предметника к проведению профориентационной работы в рамках своего предмета.

Теоретическая подготовка предполагает прежде всего знание цели, задач и путей профориентации, методов ее осуществления в условиях преподавания определенного предмета, психолого-педагогических основ проблемы.

В соответствии с задачами профориентации в учебном процессе выделяются следующие этапы работы учителя-предметника:

  • Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.
  • Определение форм подачи профориентационного материала, наиболее соответствующих содержанию той или иной темы. Подбор соответствующих наглядных пособий.
  • Изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету. Особое внимание при этом уделяется профессиям своего экономического региона.
  • Изучение интересов и склонностей учащихся, фиксирование результатов, обсуждение их с учащимися и классными руководителями.
  • Регулярное проведение индивидуальной работы с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому предмету и связанным с ним профессиям.
  • Обновление экспонируемых материалов о профессиях, связанных с изучением данного предмета, в учебном кабинете.
  • Углубление своих знаний по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения.

Работу по профессиональной ориентации учителю следует начинать с уяснения для себя перечня профессий и специальностей, с которыми в процессе учебной деятельности возможно будет ознакомить школьников. Необходимо показывать связи массовых профессий и профессий, требующих среднего и высшего специального образования. Отношение профессий и специальностей можно изображать в виде схем, таблиц, альбомов с кратким текстовым материалом, характеризующим деятельность ближайших учебных заведений.

Отбор профессий для ознакомления с ними учащихся на уроках и во внеклассной работе следует проводить с учетом характера программного материала и конкретных условий района, города.

Поэтому желательно работу по профориентации начинать с изучения экономики своего района, города, их потребностей в кадрах, возможностей получения специального образования. Одновременно следует проанализировать программу учебных предметов с целью выяснения возможностей ознакомления с различными видами труда и основными профессиями, а также формирования трудовых и профессиональных интересов и намерений учащихся.

Большую помощь учителям-предметникам могут оказать профессиографические карточки, имеющие такую структуру:

Класс

Предмет

Тема урока

Отрасль, профессия (специальность) с которой учитель знакомит учащихся

Краткое содержание информации о профессиях

 

 


 

 

 

Профессиографические карточки классифицируются по учебным предметам. Составляют их наиболее опытные учителя-предметники, эти материалы постоянно пополняются, совершенствуются на основе передового опыта учителей. Это дает возможность любому учителю независимо от стажа работы проводить профессиональную пропаганду, планомерно и органически связывать ее с содержанием изучаемых предметов.

Урок является основной формой организации познавательной деятельности учащихся. Каждый урок, проведенный на высоком уровне дает учащимся определенную сумму знаний, пробуждает умственную активность, творческую деятельность, побуждает к поискам новых знаний.

Профориентационные задачи, решаемые в ходе урока:

  • сообщение учащимся определенных знаний о наиболее массовых профессиях, раскрытие социальных, экономических, технологических и психологических сторон профессий;
  • информирование учащихся о путях овладения избранными профессиями - об учебных заведениях, профилирующих профессиях, сроках обучения, перспективах профессионального роста и др.;
  • формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и конкретно - к профессиям, в которых ощущается острая необходимость в данном экономическом регионе;
  • формирование стойких профессиональных интересов и правильно мотивированных профессиональных намерений, которые бы базировались на осознании социально-экономических потребностей общества, а также на знании психофизиологических особенностей учащихся.

Успех профессиональной ориентации на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владения методами обучения. Но вместе с тем эффективность профориентационной работы в преподавании зависит от объективных факторов - содержания профориентационного материала и особенностей его включения в каждый предмет. Выделяются следующие условия введения профориентационного материала в содержание урока.

Профориентационный материал должен:

  • быть органически связан с учебным материалом, обогащать основные понятия учебного предмета, раскрывать их сущность в связи с жизнью, практикой, производством;
  • расширять политехнический кругозор учащихся и возможности формирования политехнических умений и навыков, развития технического мышления школьников;
  • включаться поэтапно в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их развития.

Основными формами и методами профориентационной работы учителя-предметника при изучении программных тем являются:

  • беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом;
  • решение различного рода задач с практическим содержанием;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, теоретических конференциях;
  • просмотр фрагментов учебных фильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса непосредственно в практической деятельности людей;
  • участие школьников в работе клубов «Юный физик» (химик и др.);
  • экскурсии на предприятия;
  • встречи со специалистами;
  • проведение тематических, литературно-художественных вечеров, устных журналов, круглых столов;
  • оформление стендов, альбомов, плакатов и другой наглядной агитации профориентационного характера.

Выбор метода зависит от возрастных особенностей учащихся, типа урока и наличия необходимого материала. Знакомство с той или иной профессией, связанной с изучаемой темой, можно осуществить во время объяснения нового материала, закреплении его или на итоговом занятии. Важным средством информации о мире труда и различных профессиях является библиография. Учащийся должен знать, осмысливать, продумывать и критически оценивать прочитанное. Научить подростка этому, а также умению подбирать нужную ему литературу, пользоваться справочниками и каталогами - профориентационная задача учителей литературы в общеобразовательной школе.

Беседа. Профориентационная беседа должна быть логическим продолжением изучаемого материала и готовиться заранее по определенному плану.

  1. Знакомство с историей развития профессии, связанной с изучаемым материалом.
  2. Основное содержание труда. Что делают специалисты этой профессии, в каких секторах экономики работают? Потребность предприятий города в кадрах данной профессии.
  3. Какие орудия труда и материалы используются специалистами этой профессии?
  4. Условия труда.
  5. Какими общетрудовыми, общетехническими и специальными знаниями, умениями и навыками должен обладать работник данной профессии?
  6. Психофизиологические требования профессии к человеку. Медицинские противопоказания.
  7. Экономические сведения о профессии.
  8. Подготовка кадров и этапы профессионального роста.

В старших классах можно использовать метод подготовки сообщений профориентационного характера самими учащимися. Это дает возможность живее провести беседу, так как учащиеся являются не только ее слушателями, но и активными участниками, познающими какие-то первые, маленькие секреты профессии.

Этот метод требует тщательной подготовки и должен производиться по рекомендованному учителем плану. Он может включать те же вопросы, что и план беседы, приведенный выше.

Материал для сообщений о профессиях учащиеся могут брать из справочников, журналов и газет, радио- и телепередач, бесед со знакомыми, родственниками и т.д. Полученная таким образом информация о профессии способствует развитию большего интереса к ней, её лучшему изучению. Поэтому следует приобщать учащихся к чтению справочников о профессиях, литературы профессиографического содержания.

Во время беседы учащиеся должны получить общие сведения о профессиях, заинтересоваться ими. Поэтому беседа должна проводиться в доступной форме, образно, эмоционально, с подкреплением отдельных положений примерами из жизни. Такие беседы о профессиях продолжаются и при выполнении лабораторных, практических работ в виде кратких профориентационных комментариев, контрастных выставок. Пользуясь этими приёмами, учитель рассказывает, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном занятии, какие знания, умения и навыки нужны работникам, выполняющим эти операции в производственных условиях.

Беседа не является "чистым", обособленным методом, а используется в сочетании с различными другими методами. При проведении беседы о конкретной профессии желательно применять технические средства (телевидение, видеофильмы и кинофильмы), а также профессиограмму этой профессии.

Экскурсии - одна из важных форм ознакомления учащихся с организацией производства, техникой, технологией и основными профессиями разных предприятий. Для успешного проведения экскурсии надо четко определять тему, учебную, воспитательную и профориентационные цели, дату проведения экскурсии.

Встречи со специалистами - одна из форм пропаганды профессий, необходимых городу.

В проведении профориентационной работы в школе важное место занимают внеклассные занятия по интересам, которыми руководят учителя-предметники.

При их планировании и организации преподаватель должен создать все условия для творческого развития индивидуальных способностей учащихся: конструкторских, изобретательских и других. Внеклассные занятия не регламентированы рамками обязательной программы, и учитель, проводя их в занимательной форме, вызывает интерес учащихся. В процессе проведения таких занятий имеется возможность вовлечь учащихся в деятельность, по своему характеру близкую к профессиональной, воспитывать трудолюбие, любознательность, творческое отношение к делу, исследовательскую жилку, мастерство в выполнении работ.

Перечень высших и средних специальных учреждений образования Заводского района

г. Минска

Наименование учреждения образования

Официальный сайт

Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»

http://www.bseu.by

Частное учреждение образования
«Минский университет управления»

http://www.miu.by

Российский государственный социальный университет. Филиал в г.Минске

http://www.rgsu.by

Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

http://kii.gov.by

Учреждение образования
«Белорусская государственная академия авиации»


http://bsaa.by

Филиал «Минский государственный автомеханический колледж имени академика М.С. Высоцкого» учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»

http://mgak.ripo.unibel.by 

Минский филиал учреждения образования "Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»

http://mtk-bks.by

Учреждение образования «Минский государственный профессиональный лицей № 7 строительства»

http://licey7.minsk.edu.by

Учреждение образования «Минский государственный профессиональный лицей № 9 автомобилестроения»

http://licey9.minsk.edu.by

Учреждение образования «Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии»

http://ptk-kulinarii.minsk.edu.by

УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины» 

https://www.vsavm.by

 

Кем стать: порталы и центры профориентации

Выбор профессии – одно из самых важных решений в жизни человека. Хорошо, если есть склонность к чему-то одному, а если нравится и спорт, и математика? Что тогда выбрать? Как верно оценить свои способности и принять правильное решение? На помощь придут профориентационные тесты и консультации. Программа профориентации специально разрабатывается для учащихся 8–11 классов, чтобы помочь найти дело всей жизни. Кстати, в школах Беларуси каждый ученик может обратиться к психологу и пройти профориентационное тестирование. Предлагаем подборку порталов и центров, где можно пройти тестирование, и получить бесплатную или платную консультацию. Желаем успешно пройти онлайн тесты на профориентацию и выбрать профессию твоей мечты! 


Центры профориентации

УО «Республиканский центр инновационного и технического творчества»

Адрес: г. Минск, ул. Славинского,12; ул. Макаенка, 12. Телефон приёмной: (017) 369 78 19
Режим работы: с 9.00 до 17.30, Обед с 13.00 до 13.30

Отдел профилизации и профессиональной ориентации молодежи оказывает помощь в выборе профессии учащимся 7-11 классов учреждений общего среднего образования. Индивидуальная профориентационная консультация с использованием компьютерного тестирования (выявление профессиональных интересов, склонностей, способностей, личностных особенностей). Групповая профдиагностическая консультация с использованием компьютерного тестирования (группа от 6 до 10 человек). Круглый стол «Выбираем профессию правильно» для учащихся и родителей (с использованием мультимедийных презентаций). Информационно-справочные консультации для учащихся, родителей, педагогов в режиме on-lineпо сиcтеме skype Логин - proforientaciya. Квалифицированные специалисты проинформируют вас о профессиях, востребованных на рынке труда, правилах приема в учреждения профессионального образования, конкурсах, проходных баллах и др.

Телефон: (017)267-60-49

Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей

Адрес: 220070, г. Минск, улица Чеботарёва, 6А. Телефоны: (017) 317-32-32 , +375 29 3673232 Velcom, +375 33 6033232 МТС (запись на консультацию).

Социальные услуги:  «ШАГ В БУДУЩЕЕ» - профориентационное консультирование для молодежи с 18 лет, для безработных граждан длительное время находящихся в поиске работы, в том числе для лиц, вышедших из мест лишения свободы.


Республиканский научно-практический центр спортивной и профессиональной ориентации (РЦСПО)

Адрес:г. Минск, ул. Каменногорская, 112-25 Телефоны: +375 29 505 36 89 (МТС), +375 29 160 36 89 (Vel.), +375 29 903 00 45 (Vel.)

Проводит индивидуальные и групповые консультации молодежи и других категорий населения, в том числе безработных, изучает их психофизиологические и личностные особенности, способности и интересы с использованием современных средств и методов профессиональной диагностики и выдает рекомендации по выбору сферы труда, профессии и специальности, формы профессиональной подготовки с учетом индивидуальных особенностей и перспективных потребностей рынка труда.


Республиканский Центр Проблем Человека 

Адрес: г. Минск, Ленинградская, 16, к. 100, 101, 103, 105 (здание географического факультета БГУ). Телефон: +375 17 209-54-75.  

Для профориентационной диагностики учащихся (с 16 лет) в центре разработан программно-методический комплекс «ПсихоЭргоТест-Ш». Уникальность тестирования заключается в исследовании врожденных задатков человека, предопределяющих успешность его обучения и овладения той или иной профессией.


Центр Комфортного Общения Натальи Шеиной

Адрес: г. Минск, ул. Бобруйская, 21. Телефон: +375 44 728-01-45.
Стоимость: платно.

«Центр комфортного общения» существует уже 7 лет. Для подростков и их родителей в центре проводят интересные программы по эффективному взаимодействию, личностному развитию, профессиональной ориентации.


Центр успешных отношений

Адрес: 2-й пер Тимошенко,3 и ул. Ленина, 27-129. Телефон: +375 29 33 890 33
Стоимость: платно. Тестирование + консультация психолога.

В Центре регулярно проводятся тренинги для подростков в Минске. Подросток в нашем центре может получить консультацию психолога, либо пройти профориентацию. 


Образовательный центр «Фабрика знаний»

Адрес: г. Минск, пр. Машерова, 10. Телефон: +375 29 618-80-90

Найти самого себя и свои таланты в профессиональной сфере в центре помогут опытные профориентаторы "Фабрики знаний". Профориентационные встречи проходят в групповом и индивидуальном виде в формате коучинга. Программа включает в себя несколько уровней по "поиску себя" в зависимости от запроса участника. Мы помогаем школьникам 9-11 классов, студентам всех курсов и молодым выпускникам.


Образовательный и кадровый центр "Новое завтра"

В рамках профессиональной ориентации БЕСПЛАТНО предоставляют:

Возможность пообщаться со специалистом по профориентации и трудоустройству, который может посоветовать Вам наиболее востребованные в настоящее время профессии на рынке труда по той профессии/специальности, которую Вы выбрали. При необходимости Вы пройдете специальное тестирование, которое поможет определить Ваши природные и личностные склонности к той или иной профессии. 

Бесплатный тест на профориентацию:  
К чему Вы предрасположены.
Гуманитарий или технарь?  
Пора ли менять профессию? 

Комплексный тест: состоит из нескольких опросников:

– "Опросник проф. готовности" (человек-техника, человек-худ. образ и др.); 
– "Опросник проф. предпочтений" (определяет тип личности (предпринимательский, социальный и др.)


КУП «МОЛОДЕЖНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА»

Адрес: г. Минск, ул.Чапаева, 3, ул. Козлова,7. Пн-Пт с 9.00 -18.00

Бизнес-инкубатор работает с 1992 года, в области создания инфраструктуры поддержки предпринимательства. Инкубатор малого предпринимательства создан для оказания поддержки юридическим лицам, учрежденным молодыми людьми, на начальном этапе их существования. Так же бизнес-инкубатор является международной площадкой предпринимательства и одновременно вмещает до 160 резидентов, являющихся вашими потенциальными партнерами, молодые предприниматели смогут не только найти подходящие площади и инфраструктуру, но и целый ряд необходимых услуг.

Работает Бизнес-школа «От идеи до бизнеса» - социально-образовательный проект, который реализуется в рамках международной программы Youth Empowered. Его задача - способствовать развитию потенциала белорусского молодежного предпринимательства.


«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СВЕТОЧ» Г. МИНСКА»

Адрес:  Минск, ул Я. Коласа,47/2, т. 292-06-13

  • Дети возраста 6-17 лет
  • Занятия проводятся БЕСПЛАТНО

Театральная студия «Созвездие» - Индивидуальный подход к каждому ребёнку, развитие его творческих способностей и потенциала. Вместе мы научимся выступать перед публикой и обретём уверенность в себе.
 

Школа бизнеса TeenGuru Business Academy

Адрес: г. Минск, ул. Фабрициуса, 4. Телефон: +375 29 1 189 189.

TeenGuru - бизнес-академия для подростков, где ребята создают свои первые бизнес-проекты, получают полезные знания и практический опыт для раскрытия своего потенциала. Мы создаём сообщество в Беларуси, которое обучает предпринимательству с самого детства, выстраиваем продуктивную коммуникацию профессионалов и студентов, даем эффективные инструменты для профессионального самоопределения и популяризируем предпринимательство. Учреждение образования "Республиканский центр инновационного и технического творчества"
 

Республиканский портал АБИТУРИЕНТ.BY

  • Каталог специальностей и квалификаций
  • Профориентационные тесты
  • для правильного выбора специальности
  • Каталог вузов Республики Беларусь
  • Сравнение своих показателей
  • с прошлогодними проходными баллами
  • Порядки приема в вузы
  • Программы вступительных испытаний 
  • по основным предметам

Электронный справочник абитуриента Kudapostupat.by

Кем быть - где учиться? Профориентационный тест
Пройти тестирование

Поиск специальности и вуза/колледжа
По вступительным испытаниям
По проходным баллам

Курсы
Курсы по подготовке к ЦТ и Образовательные центры

Новые специальности
ГрГУ им. Я. Купалы в 2019 г. открыл набор на новую специальность «Компьютерная физика»
Новые специальности 2019 году открыты  в БРУ, ВГТУ и ПГУ

Новости вузов и колледжей
7 подсказок для абитуриента-2020: как правильно выбрать вуз

Тестирование
Репетиционное тестирование
Централизованное тестирование
Тестовые задания


Республиканский институт контроля знаний

Адрес: г. Минск, ул. Чайковского,7. Время работы: с 8.30 до 17.15 По-Пт. Телефон: (017) 237-06-66. 

Проверить результаты РТ, проверить результаты ЦТ, компьютерное тестирование, подготовка к ЦТ, ...


Образовательный центр «Адукар»

Адрес: г. Минск, ул. Немига, 5, 3 этаж, оф.310. Телефон: +375 44 535-98-51, +375 44 535-98-50, +375 29 634-50-34.

  • Один из лидеров в сфере образования Беларуси. Команда проекта, используя современные технологии, заполняет информационные пробелы, помогает людям разных возрастов определиться с профессией и получить новые знания. 
  • Как быть, если не можешь выбрать профессию? Или нашёл несколько вариантов, но сомневаешься, куда поступать? Чтобы развеять сомнения, в центре предлагают пройти тесты на профориентацию онлайн. В итоге ты легко сможешь выбрать профессию и определиться, куда будешь поступать.
  • В центре создали качественный бесплатный сервис для подготовки к ЦТ, чтобы твоя мечта о 100 баллах стала реальностью. 
  • Хочешь сдать ЦТ 2020 на высокий балл? Смотри интерактивные уроки, составленные на основе программы тестирования. Здесь есть все темы, которые встречаются в ЦТ. Программа видеокурса проработана опытными преподавателями, так что тебе нужно лишь усвоить её.
  • Тренировочные и контрольные тесты, которые приближены к заданиям ЦТ, также доступны бесплатно после регистрации на сайте. Тесты, как и видео, обновляются в соответствии с программой ЦТ. Только актуальная информация. Закрепляй теорию на практике, чтобы чувствовать себя уверенно на самом тестировании. Авторские тесты образовательного центра Адукар по содержанию и сложности аналогичны тем, что даются на тестировании.

ЦТ онлайн — это тренажёр для самостоятельной подготовки к централизованному тестированию.

Онлайн подготовка к ЦТ 2019

  • Белорусский образовательный проект АДУКАР проводит серию бесплатных мероприятий для детей и родителей – творческую IT-лабораторию 4.0. Возраст детей 6-11 лет и 12-16 лет.

 

Основные термины и определения

Должность - служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности.

Первичные должности служащих соответствуют содержанию образования, но не являются основанием для трудоустройства выпускников учебных заведений. Назначение на конкретную должность осуществляется в соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь.

Квалификация - подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках профессии, специальности, направления специальности.

Профессиональное образование - образование, ориентированное на профессиональную деятельность.

Профессиональная деятельность – трудовая деятельность по определенной профессии, взаимообусловленная с видами экономической деятельности.

Вид (подвид) профессиональной деятельности – вид (подвид) трудовой деятельности, определяемый специальностью (специализацией), квалификацией.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых путем обучения и практического опыта.

Профиль образования – подсистема системы специальностей и квалификаций, наименование которой определяется родом профессиональной деятельности, выделенным на основе общности отдельных видов экономической деятельности по определенному признаку классификации.

Направление образования – подсистема профиля образования, наименование которой определяется родственными видами профессиональной деятельности, объединяющая подмножества родственных специальностей по определенному признаку классификации на данной классификационной ступени.

Примечания

 1. Направления образования, как правило, объединяют множества специальностей как основного, так и дополнительного образования взрослых.

2. Отдельные направления образования объединяют только множества специальностей переподготовки руководящих работников и специалистов, если законодательными и нормативными положениями подтверждается необходимость подготовки специалистов, осваивающих содержание образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование.

3. При определении объема типового учебного плана по специальностям переподготовки  работников здравоохранения необходимо учитывать равнозначность направлений образования  79 и 81.

 

Группа специальностей – подсистема направления образованиянаименование которой определяется родственными видами профессиональной деятельности, объединяющая подмножества родственных специальностей по определенному признаку классификации на данной классификационной ступени.

Специальность – вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта, – подсистема группы специальностей.

Направление специальности – подсистема специальности как разновидность профессиональной деятельности в рамках конкретной специальности профессионально-технического, среднего специального  и первой ступени высшего образования.

Примечания:

1. Направления специальности выделяются в целях вариативной подготовки квалифицированных кадров  в рамках одной специальности при небольших отличительных особенностях квалификаций, когда составить единый учебный план, отражающий разнообразие квалификаций, не представляется возможным.

2. Наименование направления специальности среднего специального и высшего образования I ступени указывается кратко, в скобках, после наименования данной специальности.

3. Каждому направлению специальности среднего специального и высшего образования I ступени может соответствовать отдельная квалификация в единой логике выделения квалификаций по направлениям. Квалификации по направлениям специальности должны быть равноценны по объему и содержанию обучения.

4. На уровне профессионально-технического образования направления специальности вводятся только посредством кодирования для присвоения определенной квалификации (профессии рабочего, должности служащего по ОКРБ 006). 

 

Специализация – составляющая специальности или направления специальности профессионально-технического, среднего специального и высшего образования I ступени, обусловленная видом применяемых знаний и особенностями профессиональной деятельности в рамках специальности или ее направления.

Примечания:

1. Специализация вводится для сближения профессионального образования по специальности с потребностями сферы труда.

2. Специализация по объему учебных часов не должна превышать 10% - 15 % общего фонда учебного времени по специальности среднего специального и высшего образования  I  ступени.

3. Выделение дополнительных или вариативных квалификаций на уровне специализаций не допускается.

4. Специализации в системе дополнительного образования взрослых (по специальностям переподготовки),  а также по специальностям отсутствуют.

 

 Структура кода специальности (направления специальности или дополнительной специальности в профиле А, специализации):

Х -

ХХ

ХХ

ХХ

- ХХ

ХХ

 

 

 

 

 

 

Специализация специальности

основного образования

 

 

 

 

 

Направление специальности основного образования

 

 

 

 

Специальность основного образования

 и/или дополнительного образования взрослых

 

 

 

Группа специальностей основного образования и/или

 дополнительного образования взрослых

 

 

Направление образования (основного образования и/или

 дополнительного образования взрослых)

 

Уровень образования

Кодирование специальностей основного (высшего, среднего специального и профессионально-технического) образования осуществляется следующим образом.
Длина кода специальности включает семь цифровых десятичных знаков, например:
1- 01 01 01 «Дошкольное образование».

Длина кода специальности с направлением специальности включает девять цифровых десятичных знаков, например: 1-08 01 01-03 «Профессиональное обучение (энергетика)», код направления указывается после дефиса.
Аналогично кодируются специальности с дополнительными специальностями профиля «А. ПЕДАГОГИКА», например: 1-02 04 04-01.

Длина кода специальности со специализациями включает также девять цифровых десятичных знаков, но без дефиса после седьмого знака, например: специализация 1-31 03 04 01 «Программное обеспечение вычислительных систем» специальности 1-31 03 04 «Информатика».

Длина кода специальности с направлением специальности и специализацией включает одиннадцать цифровых десятичных знаков, например: специализация «Автоматические системы и электрооборудование воздушных судов» 1-37 04 02-01 01 специальности 1-37 04 02 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования (по направлениям)» с направлением специальности 1-37 04 02-01 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования (приборное и светотехническое оборудование)».

Кодирование специальностей среднего специального образования для получения профессии рабочего осуществляется в установленном порядке со следующей особенностью: последние две цифры кода специальности начинаются с номера 51.

Кодирование специальностей дополнительного образования (переподготовки) осуществляется следующим образом.

Отличительной особенностью кодирования специальностей высшего образования  II ступени (магистратуры) являются цифры, определяющие специально выделенные для данной подсистемы группы  специальностей: 80 «Научная и педагогическая деятельность» (например: специальность 1-33 80 01 «Экология» с присвоением степени магистр (по отраслям наук): биологических, сельскохозяйственных, физико-математических и др.; специальность 1-37 80 01 «Транспорт» с присвоением степени магистр технических наук) и 81 «Инновационная деятельность (с углубленной подготовкой специалистов)» (например: специальность 1-26 81 01 «Бизнес-администрирование» с присвоением степени магистр бизнес-администрирования).

Кодирование специальностей дополнительного образования взрослых (переподготовки руководящих работников и специалистов) осуществляется следующим образом.

Длина кода специальности переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование включает семь цифровых десятичных знаков, например: 1-01 03 71 «Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка на дому». Предусматривается две отличительные особенности кодирования специальностей переподготовки:

первая – последние две цифры кода специальностей переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование начинаются с номера 71 для специальностей, по которым может осуществляться подготовка специалистов как в рамках основного, так и дополнительного образования взрослых;

вторая – последние две цифры кода специальностей переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, начинаются с номера 01 для специальностей, по которым в соответствии с нормативными правовыми актами предусматривается подготовка специалистов только в рамках дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование.

Профиль образования имеет буквенное обозначение и не входит в структуру кода специальности.

Коды уровней профессионального образования: 1 – высшее образование, 2 – среднее специальное образование, 3 – профессионально-техническое образование.

Примеры кодирования:

1-36 01 01 «Технология машиностроения (по направлениям)» - специальность высшего образования,

2-74 02 01 «Агрономия» - специальность среднего специального образования,

3-40 02 51 «Техническое обслуживание и ремонт электронно-вычислительной техники» – специальность профессионально-технического образования.

свернуть

СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

 

При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:

  • Выбор профессии «за компанию».
  • Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.
  • Увлечение только внешней стороной профессии.
  • Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
  • Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
  • Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.
  • Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
  • Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
  • Недостаточное знание профессии.

При выборе профессии нужно:

  • Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда;
  • Определиться в своих интересах;
  • Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
  • Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
  • Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.
  • Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья);
  • Знать региональную структуру потребности в кадрах, имеющую свою специфику в каждом регионе;
  • Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.

 Выбирая профессии, важно:

  • Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).
  • Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку. Перспективах развития профессий и др.
  • Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
  • Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.

 Выбирая учебное заведение:

  • Узнайте всё об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.
  • Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.
  • Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
  • Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?
  • Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.
  • Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.

 

ОШИБКИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

 

  1. Отождествление учебного предмета с профессией

Выбирая профессию, надо помнить, что школьный пред­мет - это не профессия, а область знаний. Профессия же - род трудовых действий, в которых могут быть применены эти знания.

  1. Выбор профессии «за компанию»

У друзей могут совпадать интересы, способности. Одна­ко часто бывает так, что профессия больше подходит и нравится тому, кто её выбирает, а не тому, кто является компаньоном.

  1. Перенос отношения к человеку на саму профессию

«Хороший человек» или «плохой человек» - это не про­фессия. Нельзя человеческие качества отождествлять с профессией.

  1. Увлечение только внешней стороной профессии

Выбирая профессию, необходимо узнать как можно больше о содержании труда, которым придется заниматься, и нельзя увлекаться только привлекательной стороной.

  1. Выбор профессии по признаку престижности

Нет профессий «престижных» или «непрестижных». Выбирая профессию, не следует руководствоваться модой, потому что мода меняется быстро.

  1. Убеждение, что бывают профессии творческие и нетворческие

Нет нетворческих профессий, есть нетворческие люди. Работа тогда доставит истинное наслаждение, когда она становится творчеством.

  1. Незнание или недооценка своих физических особенностей

Обязательно нужно проконсультироваться с врачом и узнать, насколько интересующая тебя профессия совместима с состоянием твоего здоровья.

  1. Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии

Выбирая профессию, нужно ориентироваться на ту область деятельности, которая лучше всего у тебя получается. Для этого необходимо изучить свои способности и возможности, потому что каждая профессия требует от человека строго определённых качеств.

  1. Устаревшие представления о характере и условиях труда профессии

В нашей жизни всё стремительно меняется, изменяются и профессии. Они пополняются новой техникой, новыми программами и требуют совершенствования профессионального обучения.

  1. Отсутствие запасных вариантов в выборе профессии

Всё в жизни предусмотреть невозможно и поэтому очень важно продумать запасной вариант профессионального самоопределения.

свернуть

О ТИПАХ ТЕМПЕРАМЕНТА И ПРОФЕССИЯХ

О ТИПАХ ТЕМПЕРАМЕНТА И ПРОФЕССИЯХ

 

Меланхолики. Быстро устают при высоких нервных напряжениях, склонны к обморокам. Вялы в речи и движениях. Сильно переживают по самым незначительным поводам. Очень мягкие, доброжелательные, но довольно бесхарактерные люди. Радуются, когда удается избежать непри­ятного разговора, хотя цель при этом и не достигнута.

Холерики. Прямая противоположность меланхоликам. Наступательный характер, всегда идут навстречу трудностям. Любые переживания ведут к действию. Мягких замечаний не воспринимают, жесткие — приводят к бунту. Плохо воспринимают юмор, особенно шутки на свой счет. Главные нарушители дисциплины. Лучший способ справиться с холериком — постоянно загружать его работой, чтобы его энергия всегда имела выход.

Сангвиники. Гиганты нервной системы. Оптимисты. Меньше всех бо­леют, мало спят. Обладают огромной работоспособностью. Речь и движе­ния почти так же быстры, как у холериков, но чувства не бурные, быстро меняющиеся. Как правило, хорошие работники. Но заставить работать сангвиника трудно. Его нужно заинтересовать — тогда он горы сдвинет.

Флегматики. Сильная уравновешенная нервная система. Чувства по­стоянные, но не ярко выраженные. Движения и речь спокойные, размерен­ные. Реакция на неожиданное воздействие запаздывает. Чтобы флегматик хорошо работал, его необходимо время от времени «встряхивать»: устро­ить разбор выполненной им работы, поругать или, наоборот, похвалить его.

Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий именьше — для других. Меланхолики — это часто люди искусства. Зато из них получаются плохие водители и никудышные монтажники-верхола­зы.

Холерики — великолепные летчики-испытатели (именно поэтому, кстати, в работе приемных комиссий в летных училищах обязательно принимает участие и врач-психолог), но они плохие счетные работники.

Флегматики, напротив, прекрасные бухгалтера, расчетчики, но, как пра­вило, неважные поэты. Сангвиники — хорошие водители, саперы, инже­неры, но они не так терпеливы, как флегматики.

Темперамент дается человеку на всю жизнь. Его не переделаешь. Од­нако пусть не отчаиваются те, кому как будто достался неподходящий темперамент для выбранной ими профессии. Во-первых, чистыми холе­риками или флегматиками люди бывают очень редко. В каждом человеке чаще смесь разных темпераментов с преобладанием какого-то одного; определить точно «кто есть кто?» может только специалист после тща­тельного обследования. Во-вторых, если «все мы, увы, не ко всем делам одинаково пригодны», как справедливо заметил Проперций, на что же тогда человеку сила воли? С ее помощью люди неоднократно совершали, казалось бы, невозможное. Всякий человек есть творец своей судьбы. Эти слова Саллюстия тоже не вредно запомнить.

Двое в одной «лодке». Джером К. Джером такого не писывал. Его боль­ше привлекали «Трое в одной лодке, не считая собаки». Но в жизни двое — это супружеская пара, космонавты на борту «Мира», ловкие напарники во многих видах работ... Словом, двое — это самый маленький коллектив. И вот, оказывается, далеко не все равно, кто они,   эти       двое, какие у них темпераменты.

Психологи выяснили, что два меланхолика — отличные партнеры в ра­боте. Зато соединение холерика с меланхоликом — ситуация довольно не­приятная (прежде всего для меланхолика). Холерик — человек несдержанный, он может и накричать. А чем это может кончиться для меланхолика, прекрасно показано хотя бы в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника».

Два холерика яростны в работе, как (да простится мне такое сравне­ние) пара норовистых лошадей. Их нужно твердо держать в узде, иначе вряд ли когда-нибудь удастся завершить работу.

Флегматики по причине своего несокрушимого спокойствия хорошо срабатываются со всеми. А вот сангвиники не могут ужиться с меланхо­ликами и холериками.

Холерики кипят, меланхолики расстраиваются — сангвиники непроницаемо оптимистичны, вызывая у одних отчаяние и гнев, у других: сухарь-человек, ничем его не прошибешь...

свернуть

НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ  

НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

 

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность.

 

ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ "КЕМ БЫТЬ" РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ НЕКОТОРЫМИ ПРАВИЛАМИ

 

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ. Познайте себя, свое собственное "Я":

  • здоровье;
  • интересы и склонности;
  • способности, знания и умения.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ. Узнайте всё о профессиях:

  • предмет, цель и условия труда;
  • пути получения профессии;
  • медицинские противопоказания;
  • требования профессии к личности (профессионально важные качества);
  • актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ. СООТНЕСИТЕ СЕБЯ С ТРЕБОВАНИЯМИ ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИИ. С профконсультантом Вы можете:

  • обсудить проблемы и планы выбора профессии;
  • определить свои склонности и личные качества с помощью тестов;
  • наиболее точно определить сферы деятельности, в которых сможете лучшим образом реализовать себя;
  • выработать план профессионального самоопределения;
  • получить информацию о профессиях, учебных заведениях, потребностях рынка труда в рабочей силе, положении выпускников учебных заведений на рынке труда края, района;
  • посмотреть видеофильмы о профессиях и систематизировать полученную информацию.

ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ ПОСТУПАТЬ В ВУЗ, КОЛЛЕДЖ, ЛИЦЕЙ ЗАРАНЕЕ СПЛАНИРУЙТЕ СВОИ ДЕЙСТВИЯ:

  • подберите из справочника для поступающих несколько учебных заведений (2 или более), где можно получить интересующую Вас профессию с учетом спроса на рынке труда;
  • посетите эти учебные заведения (желательно за год до поступления) в "Дни открытых дверей";
  • оцените свои возможности, способности и знание тех предметов, по которым сдаются экзамены (учтите конкурс предыдущих лет);
  • решите, в какое из учебных заведений Вы будете поступать;
  • продумайте запасной вариант, это может быть: другая специальность данного учебного заведения; ступенчатый путь получения желаемого уровня образования: профлицей (профучилище) - техникум, ВУЗ, работа и заочное обучение; другое учебное заведение;
  • выберите приемлемые для Вас варианты дополнительной подготовки: 
  1. занятия с репетитором;
  2. подготовительные курсы;
  3. самостоятельная подготовка.

СХЕМА ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ Составьте общую, обзорную ориентировку в мире профессий, включая сведения об основных требованиях, предъявляемых профессиями к личным качествам людей.

Выделите возможности и ограничения, подразделив их на три ступени:

  1. те, с которыми нельзя не считаться;
  2. те, с которыми лучше считаться;
  3. те, которыми можно пренебречь.

   Ведите целенаправленный сбор сведений, информации в соответствии с направленностью выбора.     Постарайтесь получить индивидуальную консультацию по профессиональной ориентации у школьного психолога, в психологических ,профориентационных центрах.    Сделайте заключение о выборе профессии на основании практического применения ее к себе(профпроба), или наблюдая за работой соответствующего специалиста.     Еще раз вернитесь к обдумыванию и уточнению всех пунктов выбора перед поступлением в учебное заведение или на работу. Полную информацию об интересующих вас учебных заведениях, правилах приема на новый учебный год вы сможете найти на сайте www.kudapostupat.by

 

 

 

свернуть

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА

 

Если ты ничего не можешь,

ты ничего не должен хотеть.

Сенека

 

Предположим, городу нужны девяносто девять сантехников и один юрист. Однако из ста выпускников школ города девяносто девять планируют стать юристами и только один сантехником. Возможны следующие варианты: «лишние» юристы переквалифицируются в сантехников, или уедут в другие города, где есть потребность в их услугах, или умрут голодной смертью, сидя по уши в нечистотах. Не думаю, что кто-нибудь из них мечтал о таком финале, выбирая профессию из соображений престижа, а не по требованиям рынка труда.

Рынок труда, или рынок рабочей силы — это система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. В этом смысле человека, ищущего работу, можно считать продавцом, потому что он предлагает себя как профессионала тому, кто готов платить за его работу. Работодателя в этой ситуации можно рассматривать как покупателя, выбирающего подходящего специалиста для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности. Эти отношения равноправны, хотя каждая сторона преследует свои цели. Если цели совпадают, то есть работа устраивает специалиста, а специалист — работодателя, в результате выигрывают обе стороны.

Нередко возникает конфликт интересов: специалист предъявляет особые требования к условиям и оплате труда (например, требует бесплатного обеда и личного шофера, может работать только через день и т. д.). Если этот специалист уникален и незаменим, работодатель может согласиться на все эти условия в расчете на то, что затраты окупятся. Если же специалист не представляет особой ценности, то ему придется снизить уровень притязаний, отказавшись, для начала, хотя бы от бесплатного обеда. Иначе он рискует остаться без работы.

Работодатель проявляет нереалистичный уровень притязаний, когда требует от своих работников усилий, несопоставимых с заработной платой. Классический пример такого работодателя показал А.С. Пушкин в «Сказке о попе и о его работнике Балде»:

Нужен мне работник — Конюх, повар и плотник.

Да где найти такого,

Работника не слишком дорогого?

Как вы помните, дешевый работник обошелся работодателю очень дорого.

В наше время права и обязанности сторон регулируются трудовым соглашением или контрактом — документами, в которых оговариваются условия и оплата труда, а также должностной инструкцией. Работодатель не вправе требовать от специалиста работы, выходящей за рамки его служебных обязанностей.

Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар — рабочую силу. Эта цена называется заработной платой. Заработная плата — это денежное вознаграждение работника за выполнение своих обязанностей.

Заработная плата начисляется в соответствии с занимаемой должностью и зависит от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На ее размер влияют интенсивность, продолжительность и условия труда.

Чем больше специалистов определенной квалификации на рынке рабочей силы, тем ниже их цена. Эта ситуация выгодна работодателям: во-первых, есть выбор, во-вторых, можно сэкономить на зарплате. Результатом превышения предложения над спросом является безработица.

Ситуация, при которой специалистов меньше, чем требуется на рынке труда, выгодна этим специалистам, потому что они могут диктовать работодателям свои условия. Однако дефицит специалистов негативно скажется на экономике в целом. В результате пострадают все.

Идеальный вариант — число специалистов, предлагающих свои услуги, равно числу требуемых специалистов. Такая ситуация называется рыночным равновесием.

Очевидно, что существуют массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы. Сейчас в России активно формируется рынок услуг, который через несколько лет может дать пять миллионов рабочих мест.

Особую категорию специалистов составляют ученые, изобретатели, люди искусства, представители редких профессий, например: реставратор, летчик-космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик, психолог. Это — «штучный» товар. Если в эту «нишу» устремляется большое количество людей, возникает конкуренция — неизбежное следствие рыночных отношений. Синонимы слова «конкуренция» — соревнование, соперничество. Конкурентоспособность — это соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям работодателя. Если человек никогда не занимался спортом, выходить на старт марафонской дистанции наравне с опытными спортсменами не только неразумно, но и опасно. Ваши ресурсы на рынке труда — это ваше профессиональное образование и опыт работы, трудовая мотивация и личностные качества (ответственность, работоспособность, способность к профессиональному и личностному росту).

Современный рынок труда намного сложнее, чем несколько лет назад, а требования к профессионалу жестче. Если раньше в самой «рыночной» сфере — торговле — один человек при наличии образования и опыта мог выполнять почти весь цикл работ, то теперь требуются специалисты, отвечающие за узкий участок работы. Так, профессия менеджера сейчас имеет массу разновидностей: менеджер по закупкам, менеджер по продажам, менеджер по сбыту, менеджер по продвижению, бренд-менеджер, менеджер по работе с клиентами, менеджер по маркетингу, менеджер по рекламе. Поэтому за фразой «я хочу стать менеджером» чаще всего стоит поверхностное знание предмета выбора профессии и ситуации на рынке труда. По данным многолетних социологических опросов, российские выпускники из года в год выбирают одни и те же профессии: программист, юрист, менеджер, экономист, бухгалтер, автослесарь, дизайнер, парикмахер, повар-кондитер, психолог.

Московский педагог З. Гельман еще пятнадцать лет назад заметил, как поразительно отличаются ответы зарубежных школьников на вопрос «Кем ты хочешь стать?» от ответов наших ребят. Никто из юных англичан, венгров, чехов, финнов или шведов не видел себя в будущем космонавтами, пианистами, актерами, писателями, да и тех, кто мечтал о карьере адвоката, врача, инженера или какой-либо другой профессии, требующей высшего образования, набиралось совсем немного. Зарубежные школьники видели свою будущую профессиональную деятельность вполне конкретной: химики-аналитики, инженеры-проектировщики холодильных установок, разработчики компьютерных программ. Наши школьники и их учителя были удивлены, когда огромное большинство их сверстников из-за рубежа выразило желание стать столярами, водителями грузовиков и автокаров, машинистами электропоездов, строителями, медиками, специалистами сельского хозяйства, секретарями, домохозяйками.

(Выбираем профессию: 100 вопросов и ответов. – Л., 1990).

 

 

 

свернуть