РУС БЕЛ ENG

Экспериментальный проект «Апробация модели взаимодействия “колледж-школа” по организации профориентационной работы с учащимися с ОПФР»

Профориентационное мероприятие "Попробуй себя в деле"

07.02.2024

7 февраля 2024 г. в рамках реализации экспериментального проекта "Апробация модели взаимодействия "колледж-школа" по организации профориентационной работы с учащимися с ОПФР" прошло профориентационное мероприятие "Попробуй себя в деле". ✅Учащиеся 10 "Б" и 11 "Б" классов, которые проходят профессиональную подготовку на базе УО "Минский государственный колледж инновационных строительных технологий имени И.М. Жижеля", познакомили учащихся 8 "В" класса с профессиями, которые они осваивают. ✅Это медицинская сестра, делопроизводитель, мерчендайзер, цветовод, официант. ✅Старшеклассники рассказали о качествах, которыми должны обладать представители каждой профессии, и о том, кто не сможет данную профессию освоить. Учащимся 8 класса были предложены задания, в которых они смогли попробовать себя в роли той или иной профессии, а старшеклассники выступили помощниками-консультантами. Было интересно и познавательно.

свернуть

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ инклюзивное образование

Рабочая встреча творческой группы по реализации экспериментального проекта "Апробация модели взаимодействия "колледж-школа"

10.11.2023

10 ноября прошла рабочая встреча творческой группы по реализации экспериментального проекта "Апробация модели взаимодействия "колледж-школа" по организации профориентационной работы с учащимися с ОПФР". В ходе работы были представлены промежуточные результаты экспериментальной деятельности, согласованы пути взаимодействия между членами группы с целью реализации поставленных задач.

свернуть

Профориентация

10.11.2023

Согласно плану реализации экспериментальной деятельности по проекту " Апробация модели взаимодействия "коллеж-школа" по организации профориентационной работы с учащимися с ОПФР" учащиеся 8 "В" класса посетили УО "Минский государственный колледж строительных технологий имени И.М.Жижеля". ⬇️Мастер колледжа Русаков Ян Александрович провел ребят по мастерским, подробно и увлекательно рассказал о широком спектре предлагаемых профессий. ⬇️Учащиеся поприсутствовали на мастер-классе по столярному производству, познакомились с этапами процесса производства деревянных изделий. ⬇️Учебные мастерские каменщика и печника произвели огромное впечатление на ребят.

свернуть

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по проекту «Апробация модели взаимодействия “колледж-школа” по организации профориентационной работы с учащимися с ОПФР» на 2023/2024 учебный год

Министерство образования Республики Беларусь

Комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 62 г.Минска»

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель проекта

заместитель начальника

центра развития

профессионального образования

учреждения образования  

«Республиканский институт

профессионального образования»

____________О.А.Соловьева

_____________

 

 

 

 

 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

 РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по проекту

«Апробация модели взаимодействия

“колледж-школа” по организации профориентационной работы

с учащимися с ОПФР»

 

на 2023/2024 учебный год

 

 

Минск 2023

 

ПЛАН

экспериментальной деятельности на 2023/2024 учебный год

«Апробация модели взаимодействия “колледж-школа”

по организации профориентационной работы с учащимися с ОПФР»

 

Цель: апробация модели организации системы профориентационной работы с учащимися с ОПФР в условиях взаимодействия «колледж-школа-семья».

Задачи на 2023/2024 учебный год:

  1. Продолжить разработку мероприятий по проведению профориентационной работы для лиц с ОПФР во взаимодействии «школа-колледж».
  2. Разработать элементы учебно-методических комплексов по организации профориентационной работы для лиц с ОПФР.
  3. Разработать (адаптировать) диагностические методики для определения профессиональных намерений учащихся с ОПФР.
  4. Систематизировать профориентационные материалы, адаптированные для лиц с ОПФР (буклеты, флаеры, видеоролики и т.п.), ориентирующие на специальности ПТО.
  5. Продолжить работу по созданию адаптивной образовательной среды для лиц с особенностями психофизического развития.
  6. Расширить взаимодействие с социальными партнерами для эффективной реализации проекта.

 

Содержание работы

(мероприятия)

Сроки проведения

Ответственные

Форма представления результатов

1.     Подготовительный этап

Участие в семинаре «Повышение эффективности экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и  среднего специального образования» для представителей учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность (в онлайн формате)

15.09.2023

Атбаканова Т.И., ответственный за реализацию проекта

Методические рекомендации

Составление плана реализации экспериментальной деятельности на 2023/2024 учебный год

 

до 25.09.2023

 

Атбаканова Т.И., ответственный за реализацию проекта

План реализации ЭД на 2023/2024 учебный год

 

 

Встреча с руководителем экспериментального проекта

22.09.2023

Соловьева О.А., руководитель экспериментального проекта

Методические рекомендации

Оформление информационного поля об организации работы экспериментального проекта

 

до 05.10.2023

 

Атбаканова Т.И., ответственный за реализацию проекта

Сташкевич Е.А., ответственный за сайт школы

Стенд, сайт школы

 

Установление взаимодействия с учреждениями образования, реализующими образовательные программы профессионально-технического образования для лиц с особенностями психофизического развития.

октябрь-ноябрь,2023

Атбаканова Т.И., ответственный за реализацию проекта

План взаимодействия

2. Практический этап.

2.1. Работа с педагогическими кадрами

Обсуждение вопросов экспериментальной работы в рамках заседаний творческой группы. Обмен опытом

Заседание № 1

Заседание № 2

Заседание № 3

 

 

сентябрь 2023, декабрь 2023,

февраль 2024,

 

Асанович Л.В.,

директор

Атбаканова Т.И., ответственный за реализацию проекта

Протоколы

 

Проведение организационно-методических мероприятий с педагогами в рамках реализации модели формирования профессионально-педагогической компетентности педагогов в сфере взаимодействия с лицами с ОПФР (обучающие курсы, практические семинары, консультации, участие в онлайн-семинарах и т.п.)

сентябрь 2023-

май 2024

Атбаканова Т.И., ответственный за реализацию проекта, члены творческой группы

Отчет об участии в обучающих курсах, практических семинарах, консультациях, онлайн-семинарах

Заседание педагогического совета.

Анализ динамики готовности учащихся с ОПФР к осознанному выбору профессии, качества профориентационной работы, уровня инклюзивной культуры участников образовательного процесса,

апрель 2024

 

Атбаканова Т.И., ответственный за реализацию проекта,

члены творческой группы

Протокол,

творческий отчет

 

Промежуточный отчет по результатам реализации экспериментального проекта в 2023/2024 учебном году

до 20 апреля 2024

Атбаканова Т.И., ответственный за реализацию проекта,

члены творческой группы

Информация

2.2. Формирование личностной готовности к профессиональной самореализации

Проведение совместных мероприятий «колледж-школа» в рамках реализации планов воспитательной работы (благотворительные акции, тематические недели, волонтерские проекты и т.п.)

январь-март 2024

 

Атбаканова Т.И., ответственный за реализацию проекта,

члены творческой группы

Сценарии мероприятий

Отчет по итогам

Проведение психологических тренингов по формированию (развитию) психологической готовности учащегося к принятию решений, развитию психических функций

ноябрь 2023-май 2024

педагог-психолог

Макракова С.Г., педагог социальный

Отчет по итогам

Программы тренингов,

материалы

Разработка рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера и т.д.

январь-март 2024

 

педагог-психолог

 

Рекомендации

Круглый стол «Что такое склонности и интересы? Важно ли их учитывать при выборе будущей профессии?»

«Что такое мотивы и потребности. Пирамида потребностей»

«Что такое карьера? Понятие должность. Необходимость постоянного самосовершенствования»

«Темперамент. Сопоставление типа темперамента с профессиями»

«Формула профессии: хочу, могу, надо»

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

Герман Т.Н., классный руководитель

Макракова С.Г.

педагог социальный

педагог-психолог

Материалы мероприятия

Оформление классного альбома «Профессия моей мечты»

апрель, 2024

Герман Т.Н., классный руководитель

Альбом (коллаж)

Разработка социальных видеороликов "Я могу"

апрель-май 2024

 

члены творческой группы

Социальный видеоролик

 

2.3. Диагностическая работа

Подбор, адаптация диагностических методик для определения профессиональных интересов, намерений учащихся с ОПФР

01.09.2023-01.12.2023

педагог-психолог

 

Предоставление отчетов

Проведение диагностического исследования и выявление особенностей профориентационных интересов, потребностей и намерений учащихся с ОПФР

4 квартал 2023 года

 

педагог-психолог

 

Предоставление промежуточных данных в виде кластеров, таблиц, отчетных фотодокументов.

Внедрение электронной профориентационной карты учащегося с ОПФР «Профессиональная траектория учащегося»

01.01.2024-31.08.2024

педагог-психолог

 

Электронная диагностическая карта

2.4. Инновационные формы профориентационной работы

Разработка и апробация профориентационных игр, квест-игр «Ключи от профессии», «Лабиринт профессий», «Люди Z – путешествие в мир профессий» и др.

в течение года

 

члены творческой группы

Отчет о проведенных мероприятиях с ИКТ, планы-конспекты учебных занятий, видео и фотоматериалы

Разработка технологических карт с учетом особенностей учащихся с ОПФР по темам учебного предмета «Трудовое обучение»

в течение года

Криваль Д.А., учитель трудового обучения

Технологические карты

2.5. Работа с родителями (законными представителями учащихся)

Групповые консультации «Профессии XXI века».

Родительские собрания «По маршрутам учебных заведений», «Из школы в жизнь», «Выбираем свой путь»

 

в течение года

Герман Т.Н., классный руководитель

педагог-психолог,

Макракова С.Г., педагог социальный

Герман Т.Н., классный руководитель

Видео и фотоматериалы

Протоколы родительских собраний

Рекомендации для родителей

Организация встреч учащихся с родителями-представителями различных профессий

в течение года

члены творческой группы

Фото и видеоматериалы

2.6. Индивидуальная просветительская и консультативная помощь ребенку с ОПФР

Доработка и заполнение тетради профориентации «Путеводитель в мир профессий» (знакомство учащихся со спецификой разных профессий)

в течение года

 

Козел А.В., учитель-дефектолог

Тетрадь профориентации

Проведение тематических экскурсий, которые расширяют диапазон информированности обучающихся с ОПФР о различных видах профессиональной деятельности:

- на предприятия города Минска;

-фермерское хозяйство. Развитие предпринимательства на селе

в течение года

 

Герман Т.Н., классный руководитель,педагог-психолог

Криваль Д.А., учитель трудового обучения

Видео и фотоматериалы

Проведение индивидуальных консультаций

в течение года

педагог-психолог,

Макракова С.Г., педагог социальный

Отчет

Посещение учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования, участие в мастер-классах, профориентационных пробах

-УО «Минский государственный колледж инновационных строительных технологий имени И.М.Жижеля»

- УО «Минский государственный областной лицей»

- УО «Минский государственный колледж техники и технологий строительства»

- УО «Минский государственный колледж ремесленничества и дизайна имени Н.А. Кедышко»

- УО «Минский государственный колледж сервиса и технологий» и др.

в течение года

 

Герман Т.Н., классный руководитель,

педагог-психолог

 

Видео и фотоматериалы

2.7. Работа с волонтерами

 

 

 

Ярмарка профессий

Презентация профессий учащимися 10 «Б», 11 «Б» классов, которые проходят профессиональную подготовку в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»

март, 2024

Герман Т.Н., классный руководитель

Криваль Д.А., учитель трудового обучения

Видео и фотоматериалы

Участие в разработке социальных видеороликов "Я могу"

2 квартал

2024

 

члены творческой группы

Видеоматериалы

 

 

 

 

Директор

государственного учреждения образования                                                      

«Средняя школа № 62 г. Минска»

____________________Л.В.Асанович

 

                

 

                 СОГЛАСОВАНО

Заместитель начальника управления по образованию администрации Октябрьского района г. Минска

                     __________________ О.Н.Лешкович

 

             

 

 

 

свернуть

Результаты первого этапа экспериментальной деятельности

Результаты первого этапа экспериментальной деятельности были представлены на августовском педагогическом форуме среди учреждений образования Октябрьского района г. Минска, обеспечивающих реализацию экспериментальных и инновационных проектов.

свернуть

Круглый стол «О ходе реализации республиканских экспериментальных проектов по развитию инклюзивного профессионального образования»

09.02.2023 года состоялся круглый стол «О ходе реализации республиканских экспериментальных проектов по развитию инклюзивного профессионального образования».

Участники:

Соловьева Ольга Алексеевна, заместитель начальника центра развития профессионального образования учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования», кандидат педагогических наук, руководитель проектов;

Викторовская Нина Константиновна, специалист отдела развития инклюзивного образования учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования», координатор проектов;

члены рабочих групп республиканских экспериментальных проектов.

 

свернуть

Кадровое обеспечение проекта

Кадровое обеспечение проекта:

Для реализации экспериментальной деятельности была создана творческая группа из числа педагогических работников государственного учреждения образования «Средняя школа № 62 г.Минска» в следующем составе: 

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Должность

Участие в проекте

1.

Асанович Лариса Валентиновна

директор

руководитель реализации проекта

2.

Атбаканова Татьяна Ивановна

заместитель директора по учебной работе

организация, координация ЭД

3.

Макракова Светлана Геннадьевна

педагог социальный

осуществление социально-педагогического сопровождения в рамках ЭД

4.

 

педагог-психолог

осуществление психолого-педагогического сопровождения в рамках ЭД

5.

Герман Татьяна Николаевна

учитель

классный руководитель  VII «В» класса

проведение мероприятий профориентационной направленности

6.

Криваль Дарья Анатольевна

учитель трудового обучения (технический труд)

проведение учебных занятий по трудовому обучению; организация профориентационной работы в рамках учебного предмета

7.

Козел Анастасия Васильевна

учитель-дефектолог

проведение учебных занятий с учащимися из числа лиц с ОПФР

 

свернуть

Восемь принципов инклюзивного образования

Восемь принципов инклюзивного образования

  • 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • 2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • 4. Все люди нуждаются друг в друге;
  • 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
свернуть

 ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на 2022/2023 учебный год

Рассмотрен и рекомендован к апробации на заседании педагогического совета государственного учреждения образования «Средняя школа № 62 г. Минска»

Протокол № 1 от 31 августа 2022

 ПЛАН

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

на 2023/2024 учебный год

 

Экспериментальный проект :«Разработка и апробация модели взаимодействия “колледж-школа” по организации профориентационной работы с учащимися с ОПФР»

Руководитель проекта: Соловьева Ольга Алексеевна, заместитель начальника центра развития профессионального образования учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования».

Учреждения, осуществляющие научно-методическое сопровождение экспериментальной деятельности:

- УО «Республиканский институт профессионального образования»;

- ГУ «Минский городской институт развития образования».

 

Цель: апробация модели организации системной профориентационной работы с учащимися с ОПФР в условиях взаимодействия «колледж-школа-семья».

 

Задачи:

1.        Разработать систему и содержание мероприятий по проведению профориентационной работы для учащихся с ОПФР во взаимодействии «школа-колледж» (для учащихся, родителей, педагогов, волонтеров).

2.        Адаптировать диагностические методики для определения профессиональных намерений учащихся с ОПФР.

3.         Разработать профориентационные материалы, адаптированные для разных категорий лиц с ОПФР (буклеты, флаеры, видеоролики и т.п.), ориентирующие на специальности ПТО и ССО.

4.        Апробировать электронные профориентационные карты учащегося с ОПФП «Профессиональная траектория учащегося» (школа-колледж).

5.        Организовать деятельность по созданию адаптивной образовательной среды

 

Блоки:

Блок 1. – разработка комплекса мероприятий по формированию личностной готовности учащихся с ОПФР к профессиональной самореализации

Блок 2. – подбор, адаптация диагностических методик для определения профессиональных интересов учащихся с ОПФР

Блок 3. – разработка и апробация инновационных форм профориентационных мероприятий с детьми, родителями , педагогическими работниками, волонтёрами

Блок 4. – групповые консультации для законных представителей (родителей) учащихся

Блок 5. - организация деятельности по созданию адаптивной образовательной среды для учащихся с особенностями психофизического развития.

 

 

 

 

Описание критериев и показателей, по которым определяется

эффективность экспериментальной деятельности

 

Критерии

Показатели

Готовность учащихся с ОПФР к профессиональной самореализации

Личностная готовность к профессиональной самореализации

% выпускников школ, продолживших образование по программам ПТО и ССО

Качество профориентационной работы

Спектр квалификаций, по которым продолжили обучение выпускники школ (по нозологиям)

Качество информационного пространства по профориентации лиц с ОПФР

Количество профориентационных методик, материалов, адаптированных в соответствии с психофизическими особенностями школьников

Количество проведенных мероприятий с участием лиц с ОПФР, в т.ч. с инвалидностью

Количество инновационных форм профориентационной работы

Уровень информированности педагогических работников школ, школьников с ОПФР и их законных представителей о спектре современных квалификаций, доступных для лиц с ОПФР

Инклюзивная культура

Уровень инклюзивной культуры педагогических работников колледжей

Уровень инклюзивной культуры волонтеров

Количество волонтеров, сопровождающих процесс профориентационной работы

Информационное сопровождение экспериментальной работы

Количество выступлений по теме эксперимента на научно-методических мероприятиях

 

 

 

свернуть

Подготовка учащихся с особенностями психофизического развития к профессиональному самоопределению

Экспериментальный проект «Апробация модели взаимодействия “колледж-школа” по организации профориентационной работы с учащимися с ОПФР».

В 2023/2024 учебном году государственное учреждение образования «Средняя школа № 62 г. Минска» продолжает участие в экспериментальном проекте «Апробация модели взаимодействия “колледж-школа” по организации профориентационной работы с учащимися с ОПФР».

Руководитель - Соловьева Ольга Алексеевна, заместитель начальника центра развития профессионального образования УО «Республиканский институт профессионального образования», кандидат педагогических наук.

Реализацией проекта руководит директор ГУО «Средняя школа № 62 г.Минска» Асанович Лариса Валентиновна

Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году // приказ Министерства Образования Республики Беларусь от 28.08.2023 № 411

Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году // приказ РИПО от 01.09.2023 № 196-ОД

Приложение к приказу Министерства Образования Республики Беларусь от 28.08.2023 № 411

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 августа 2022 г. № 276

свернуть
2023
ноябрь
11 ноября, суббота

В Минске закончился второй день международного киномарафона "Бумеранг": без срока давности

подробнее...
11 ноября, суббота

Учебно-методического объединение учителей начальных классов

подробнее...