РУС БЕЛ ENG

Кабинет учителя-дефектолога

ГРАФИК РАБОТЫ учителей-дефектологов второе полугодие 2023/2024 учебный год

 ГРАФИК РАБОТЫ

учителей-дефектологов

II полугодие 2023/2024 учебный год

Козел Анастасия Васильевна                                             кабинет 316

День недели

Время работы

понедельник

10.00 – 16.55

вторник

 9.00 – 15.30

среда

 9.00 – 15.45

четверг

10.00– 16.50

пятница

8.00 – 14.35

1-ая неделя месяца консультация 11.55 – 12.25

 

 

Ковалёва Надежда Валерьевна                                      кабинет 208А

День недели

Время работы

понедельник

9.40 – 15.25

вторник

8.45 – 15.20

4-ая неделя месяца консультация 11.30 – 11.50

среда

9.40 – 15.25

четверг

8.45 – 15.15

пятница

8.45 – 15.10

Головнева Ульяна Григорьевна                                         кабинет 217

День недели

Время работы

понедельник

9.40 – 16.20

2-ая неделя месяца консультация 11.20 – 11.50

вторник

8.45 – 16.00

среда

8.45 – 15.55

четверг

8.45 – 15.45

пятница

9.40 – 15.45

 

свернуть

Помнить о пяти «НЕ»

Ребенок с аутизмом

 

Помнить о пяти «НЕ»

 

НЕ

 

говорить громко

делать резких движений

смотреть пристально в глаза ребенку

обращаться прямо к ребенку

быть слишком активным и навязчивым

 

свернуть

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Уважаемые родители!

Если:

  • у Вас есть вопросы, почему Ваш ребенок не успевает в обучении и развитии;
  • у вашего ребенка проблемы с речью, мышлением, вниманием, памятью;
  • у вашего ребенка проблемы в общении со сверстниками;
  • у вашего ребенка присутствуют нарушения в поведении;

То эта информация для Вас!        

Безусловно, что каждый из Вас настроен на успех своего ребенка и ждет его. Но, к сожалению, не всегда наши дети радуют нас своими хорошими оценками, прилежным поведением в школе и детском саду. И тогда неприятные эмоции начинаются как у ребенка, потому что от него требуют прилежания и послушания, так и у родителей – потому что на них сыплется целый поток негативной информации со стороны педагогов. Как помочь своему ребенку, если возникли проблемы? Кто может оказать вам помощь?

В ЦКРОиР Октябрьского района г. Минска работает психолого-медико-педагогическая комиссия (далее ПМПК), на которой проводится комплексная диагностика детей и подростков с первых месяцев жизни до 18 лет.

Адрес : ул. Воронянского, 11/6

Психолого-медико-педагогическое обследование производится по предварительной записи!

ТЕЛЕФОН: (8-017) 369-21-91

   Целью диагностической деятельности ЦКРОиР Октябрьского района г. Минска является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования.

Документы для ПМПК

   В соответствии с п. 2 ст. 265 Кодекса Республики Беларусь об образовании психолого-медико-педагогическое обследование ребенка проводится с согласия и в присут­ствии его законного представителя (родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей). 

   Для проведения психолого-медико-педагогичеcкого обследования законным представителем представляются следующие документы:

  1. Выписка из медицинских документов (форма 1);

 

  1. Медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета) из городского клинического детского психиатрического диспансера (адрес: ул. Я. Лучины, 6);

 

  1. Педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок;
  2. Паспорт или ксерокопия паспорта одного из родителей;

   По результатам проведённого обследования оформляется заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Оно содержит рекомендации об обучении и воспитании ребенка по образовательным программам специального образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании ему специальных условий. На заключении Центра в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательной программе специального образования. Заключение является документом, необходимым для зачисления ребенка в учреждение дошкольного, общего среднего или специального образования, а также для оказания коррекционно-педагогической помощи в пункте коррекционно-педагогической помощи учреждения образования.

   При получении законным представителем заключения и рекомендаций ПМПК, необходимо предоставить его руководителю учреждения образования, которое посещает ребенок. Данный документ является основанием для получения коррекционно - педагогической помощи, или постановки ребенка в резервную очередь для зачисления в ПКПП.

 

свернуть

Памятка для родителей

Памятка для родителей

«Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей»

Уважаемые родители!

Ваш ребёнок совсем подрос и скоро пойдет в школу. Давайте поможем ему учиться с увлечением и преодолевать первые трудности обучения грамоте. Для этого, вам, как заботливым родителям, важно знать о некоторых причинах и профилактике нарушений чтения и письма.

Почему могут возникнуть эти нарушения?

  1. Неправильное звукопроизношение (фонетические нарушения) может вызвать проблемы в письме, но не всегда, а при недостаточности фонематического восприятия. В этом случае к моменту поступления в школу в произношении ребенка отсутствуют или искажаются какие-то звуки, а возможно, он только-только их исправил, и автоматизация этих звуков еще не закончилась. Что в таком случае происходит? Часто ребенок пишет так, как говорит.
  2. Фонематические нарушения, сложности звуко -буквенного анализа. Физический слух у ребенка прекрасный и звукопроизношение в норме, но вот звуки речи он слышит по-своему. Возможно, он будет путать звуки, близкие по звучанию: глухие - звонкие. Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко -буквенного анализа и синтеза.
  3. Лексико-грамматические нарушения. Это в первую очередь нарушения слоговой структуры. Мы, взрослые, часто умиляемся тому, как смешно говорят наши малыши и не исправляем их. «КУБОВИЦА», «КАПЕТИК», «СКОРОДА» - в устах трехлетнего карапуза это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребенок шести-семи лет, здесь уже плакать надо. Потому что именно так он потом и напишет.
  4. Наследственный фактор также имеет значение, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить.
  5. В группу риска входят дети, имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Таких детей часто называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированнсти фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

7.К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту.

8.Первичными причинами могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни.

Если у Вашего ребенка есть предпосылки к возникновению нарушения чтения и письма, помните, что ошибки проще предупредить, чем корректировать в школе и расстраиваться из-за плохих отметок.

Давайте определим некоторые меры профилактики нарушений чтения и письма.

Что делать?

1.Уточнять представления детей о форме, цвете, величине. Сравнивайте по различным признакам овощи, фрукты, дома, деревья, мячики, машинки и т.п. Это помогает выделить существенное отличие.

2.Уточнять и расширять зрительную память. Даются задания типа «Что исчезло? Нарисуй по памяти». Дети любят играть в такие игры. Нарисуйте машинку без колеса или спрячьте предмет в комнате, которые постоянно был на виду. Ребенок с интересом будет искать его, а в это время будет расширяться его зрительная память.

3.Формировать пространственные представления.

Сюда входит работа над пространственными предлогами. Усвоение ребенком смыслового значения предлогов и понятий: вверху-внизу, справа-слева, сзади –спереди и т.д..

-Кто живет в правой половине дома певцов?

-Какая буква поселилась под буквой «П»?

4.Учить выделять отдельный звук среди других и определять его место в слове.

Ребенку важно уметь:

  • определять место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце);
  • делить слова на слоги;
  • развивать слоговой анализ и синтез;
  • различать твердые и мягкие согласные;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • различать слова, похожие по звучанию;
  • различать слова, отличающие одним звуком;
  • находить слова, в которых нет заданного звука;
  • осознать основные элементы языка.
  1. Формировать правильное звукопроизношение. Родители, вы должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей. А, если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, вам необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и письме.    Занятия эффективнее проводить в игровой форме. Продолжительность занятия должна быть не более 15-20 минут.
  2. Развивать моторику и графические навыки.

Необходимо тренировать: • пространственное восприятие, пространственное представление, зрительно-  пространственный анализ и синтез (ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей; ориентировка в окружающем пространстве: расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами и их изображениями, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу», «вверху» и т.д.);

  • общую моторику;
  • мелкую моторику- развитие (игры с мелкими предметами, шнуровки и т.д.).

Используя приемы:

  • пальчиковые упражнения;
  • пальчиковые игры;
  • штриховки (вертикальные, наклонные, горизонтальные, округлые, узоры в тетради в клетку, дорисовывания предметов и т.д.).

7.Развивать и накапливать словарь. Поиграйте в игры: «10 животных», «Кто больше ягод назовет?», «Что растет на грядке?», «Едем в мебельный магазин» и т.п. Так накапливаются слова по различным темам. При этом ребенок запоминает обобщающие слова. Также, очень полезно учить ребенка:

  • использовать в речи глаголы с приставками;
  • подбирать противоположные по смыслу прилагательные;
  • употреблять наречия;
  • понимать значения слов;
  • определять количество и последовательность слов в предложении;
  • составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
  • пересказывать текст;
  • рассказывать сказку.

8.Не перегружайте ребенка непосильными заданиями. Если ребенок устал – пусть отдохнет, ему трудно – возможно, материал очень сложный для его восприятия. Следите за психологической готовностью к обучению. У каждого индивидуальный путь речевого развития.

Выполняя эти задания, ваш ребенок не только избежит возможных нарушений чтения и письма, но и разовьет память, внимание, мышление.

свернуть

К  моменту  поступления  в  школу   Ваш  ребёнок  должен  уметь

Уважаемые родители!

К  моменту  поступления  в  школу   Ваш  ребёнок  должен  уметь:

  • Правильно произносить  все  звуки  родного  языка.
  • Знать названия  всех  букв  алфавита;
  • Различать понятия  «звук»  и  «буква»;
  • Соотносить звуки  с  соответствующими  им  буквами;
  • Знать характеристики  звука: согласные  и  гласные,  твердые  и  мягкие,  звонкие  и  глухие,  уметь  анализировать  звуки  в  словах;
  • Выделять звуки  в  начале,  в  середине  и  в  конце  слова;
  • Делить слова  на  слоги,  ставить  ударение,  определять  количество  звуков  и  букв  в  слове;
  • Различать слова,  обозначающие  предметы,  признаки  предметов  и  действия;
  • Строить словосочетания  и  предложения;
  • Иметь представление  о  повествовательных,  вопросительных  и  восклицательных  предложениях;
  • Пересказывать текст;
  • Составлять рассказ  по  картинкам,  придумывать  и  рассказывать  продолжение  или начало  истории;
  • Знать наизусть  несколько  стихотворений;
  • Уметь повторять  скороговорки  и  отгадывать  загадки;
  • Читать и  понимать     прочитанное,  отвечать      на  вопросы  по  тексту.  
свернуть

Аутизм: расстройства аутистического спектра

Аутизм: расстройства аутистического спектра

 

Аутизм  — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

 

Причины аутизма

Некоторые исследователи полагают, что причиной аутизма могут стать различные патологии родов, черепно-мозговые травмы, инфекции. Еще одна группа ученых относит аутизм к детской шизофрении. Существует мнение и о врожденной дисфункции мозга.

Распространённость

По подсчётам ВОЗ, аутизм диагностируют у 1 из 100 детей, а по оценкам Центра по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) на 2022 год — у 1 из 44 детей до 8 лет. Состояние существовало всегда, но за последние десятилетия людей с диагнозом «РАС» стало больше. Считается, что это связано с усовершенствованием диагностики. У мальчиков РАС возникает почти в 4 раза чаще, чем у девочек. Симптомы и признаки аутизма у детей Как правило, первые симптомы появляются у детей в возрасте до 3 лет. В это время родители замечают, что ребёнку тяжело даётся общение с другими людьми, он плохо контролирует свои эмоции, а в поведении могут появиться стереотипные движения вроде раскачиваний (стимминга). Проявления аутизма крайне разнообразны, недаром специалисты говорят: «Если вы знаете одного человека с аутизмом — это не значит, что вы знаете что-то об аутизме».

Общие признаки аутизма:

  • отсутствие социальных навыков;
  • ухудшение речи;
  • избегание зрительного контакта;
  • трудности с различением эмоций;
  • ограниченные интересы;
  • регулярное повторение одних и тех же движений;
  • отсутствие или, наоборот, гиперреакция на свет, звук, вкус, текстуру или запахи.

Проявления аутизма очень индивидуальны и могут варьироваться от человека к человеку. Так, один может быть очень общительным и увлекающимся, а другой — замкнутым и с тяжёлыми когнитивными нарушениями.

Как ощущает себя ребёнок с аутизмом

Аутичные люди очень своеобразны, прежде всего потому, что они действительно по-другому слышат, видят и ощущают реальность. Из-за генетических нарушений их мозг гиперактивен и просто не успевает анализировать всё то, что окружает ребёнка. Поэтому мир воспринимается фрагментарно и искажённо.

Нарушения восприятия могут привести к тому, что ребёнок путает поднятый палец и ручку, не реагирует на своё имя, но вздрагивает, если рядом проезжает машина. Ребёнок может не выносить прикосновения мягкой ткани или тёплой воды, но ему приятно трогать колючий свитер или еловую ветку.

Интеллект у ребёнка с аутизмом

Об интеллекте людей с РАС ходит много слухов. Некоторые говорят, что аутичные люди гениальны, другие — что у них налицо отставание в развитии. Истина, как правило, где-то посередине.

Из всего числа людей с РАС примерно у каждого второго имеются выраженные когнитивные нарушения, другие же испытывают небольшие трудности и могут легко обучаться в школе или университете.

У людей с РАС интеллект может быть высоким или значительно выше среднего. А из-за способности полностью сосредотачиваться на одном предмете или узкоспециализированной области их талант может раскрыться особенно ярко. Среди таких примеров — австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, гениальный физик Альберт Эйнштейн. Черты аутизма также подозревают у Микеланджело, Леонардо да Винчи, Марии Кюри, Авраама Линкольна.

Диагностика аутизма

Выявить у ребенка аутизм врачи сразу не способны. Причиной этого является то, что такие симптомы аутизма наблюдаются и при нормальном развитии ребенка. Из-за этого диагноз зачастую ставят с опозданием. Для аутизма характерно разнообразное проявление, при этом ребенок может иметь только два-три симптома, что тоже затрудняет диагностику. Главный признак аутизма – нарушение восприятия реальности.

Ребенок, страдающий аутизмом, не желает ни с кем вступать в контакт. Создается впечатление, что он даже не чувствует боли. Речь развивается медленно. Встречается недоразвитие речи. Ребенок боится всего нового, выполняет монотонные и повторяющиеся движения.

 

Если родители обнаружили у ребенка симптомы аутизма, они должны немедленно обратиться к детскому психиатру. В настоящее время создано много центров развития ребенка, в которых помогут диагностировать и оказать эффективную помощь в лечении.

 

свернуть