Инструктивно-методическое письмо
по использованию электронных средств обучения
в образовательном процессе
о
В целях развития процесса информатизации в сфере национальной системы образования в Республике Беларусь реализуются мероприятия программы «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2007 г. № 265 и отраслевой программы «Электронный учебник», утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2006 №129, которыми предусмотрена разработка электронных средств обучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе направлены на повышение эффективности и качества обучения учащихся.
Электронные средства обучения (далее – ЭСО) – программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:
- обучающие программные средства – обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала;
ж
- программные средства (системы) – тренажёры, обеспечивают отработку умений учащихся, осуществляют самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала;
ж
- контролирующие программные средства – программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;
ж
- информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства позволяют осуществить выбор и вывод необходимой информации. Их методическое назначение – формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации;
ж
- моделирующие программные средства предоставляют учащимся основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения, исследования;
ж
- демонстрационные программные средства обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
ж
- учебно-игровые программные средства позволяют «проигрывать» учебные ситуации (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);
- досуговые программные средства используются для организации деятельности учащихся во внеклассной работе.
ж
ЭСО, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Из числа эргономических требований к ЭСО, которые основываются на учете возрастных особенностей учащихся, целесообразно выделить требование, связанное с обеспечением гуманного отношения к ученику, организации в ЭСО интуитивно понятного интерфейса и простоты навигации, свободной последовательности и темпа работы (кроме работы с контрольными тестовыми заданиями, где время работы строго регламентируется).
ш
Использование ЭСО в образовательном процессе
ш
Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:
обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой;
компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;
автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента. Это позволяет констатировать результаты экспериментов; варьировать значениями параметров (например, физических величин) адекватно условиям эксперимента; осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования;
автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала: генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети и т.п.
Обозначим ряд ключевых аспектов использования ЭСО в образовательном процессе:
мотивационный аспект – создают условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся;
содержательный аспект – дополняют учебник теми элементами, которые он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов);
учебно-методический аспект – обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭСО можно применять при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.;
организационный аспект – могут быть использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе;
контрольно-оценочный аспект – позволяют осуществлять различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.
Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом, и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога – найти соответствующее место ЭСО в образовательном процессе.
Любой из типов уроков (изучения нового материала; совершенствования знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; комбинированный; контроля и коррекции знаний и умений) может быть проведен с использованием ЭСО.
Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:
– класс разбивается на 2-3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 минут ее сменяет следующая;
– вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;
– в классе постоянно находятся 2-3 компьютера.
Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.
Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяются учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.
Одним из условий эффективного использования ЭСО является анализ и самоанализ урока. Анализ и самоанализ урока с использованием ЭСО может осуществляться педагогами по следующим критериям:
1) обоснованность и целесообразность использования ЭСО на уроке;
2) организация работы класса и каждого учащегося с ЭСО;
3) деятельность учителя во время работы учащихся с ЭСО;
4) деятельность учащихся во время демонстрации учебных материалов с помощью ЭСО;
5) деятельность учителя после окончания работы учащихся с ЭСО;
6) организация работы класса и каждого учащегося по закреплению знаний, полученных с помощью ЭСО;
7) соблюдение санитарно-гигиенических норм работы с ЭСО.
Использование ЭСО в образовательном процессе обеспечивает:
– индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;
– предоставляет учащемуся инструменты исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире;
– расширение и углубление знаний и умений по изучаемому предмету за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности, экономии учебного времени, автоматизации рутинных операций вычислительного, поискового характера;
– расширение сферы самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т.д.);
– формирование информационной культуры учащихся;
– повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов и закономерностей, возможности управления изучаемыми объектами, ситуацией, самостоятельного выбора форм и методов обучения.
ш
Гигиенические требования к организации образовательного процесса
ш
При организации образовательного процесса с использованием ЭСО учителя должны руководствоваться следующими нормативными документами:
– Санитарными правилами и нормами 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
– постановлением Министерства здравоохранения от 30 мая 2006 г. № 70 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 9-31 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».
–методическими рекомендациями «Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)», утвержденными Министерством образования Республики Беларусь от 12.06.2006 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2006. – № 15.
При проведении занятий в компьютерных классах обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером (далее – ПК) на протяжении урока. Продолжительность занятий с использованием ПК зависит от возраста учащихся, технических данных ПК, характера и сложности выполняемой работы.
В соответствии с последними рекомендациями длительность работы за компьютером не должна превышать:
– на развивающих игровых занятиях: для детей 6 лет – 10 минут; для учащихся (II-IV классов) – 15 минут; для учащихся V-VII классов, имеющих навыки работы с ПК, – 20 минут;
– на уроках информатики: у учащихся VIII-IX классов – 25 минут; у учащихся IX – X классов – 40 минут.
Для предупреждения развития переутомления при работе с ПК необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:
– устраивать перерывы после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут;
– проводить во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;
– подключать таймер к ПК или централизованно отключать свечение информации на экранах мониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ПК;
– проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы с использованием ПК. При появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;
– для снятия статического напряжения должны осуществляться физкультурные минутки в течение 1-2 минут целенаправленного назначения индивидуально или организованно при появлении начальных признаков утомления;
– для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног следует проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3-4 минут.
Факультативные занятия с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю. Продолжительность непосредственной работы на ПК не должна превышать: у детей I-IV классов на игровых занятиях в заданном темпе – 10 минут, смешанных занятиях с отвлечениями от работы с компьютером, в свободном режиме – 30 минут; для детей, начиная с V класса на игровых занятиях в заданном темпе – 30 минут, смешанных занятиях – 60 минут. Обязательно соблюдение режима работы на ПК и проведение профилактических мероприятий.
ш
Рекомендации по эффективному использованию ЭСО
ш
С целью оптимизации использования ЭСО рекомендуем в общеобразовательных учреждениях иметь следующую документацию: журнал использования ЭСО в образовательном процессе, журнал учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО (включая мультимедийные презентации, разработанные педагогами).
Примерная форма журнала использования ЭСО в образовательном процессе
№
п/п
|
Дата
|
Учебный предмет
|
Название ЭСО
|
Класс,
тема урока
|
Ф.И.О.
учителя
|
Примечание
|
|
|
|
|
|
|
|
Примерная форма журнала учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО
№
по реестру
|
Название
|
Разработчик
|
Год
разработки
|
Краткое описание (аннотация)
|
Место хранения
|
Примечание
|
|
|
|
|
|
|
|
д
Загрузка компьютерной техники
д
В соответствии с решением заседания Совета по проблемам информатизации системы образования при Министерстве образования Республики Беларусь от 24.06.2009 управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома рекомендовано увеличить загрузку компьютерных классов в учреждениях образования до 45 часов в неделю, уделив основное внимание внедрению ЭСО по учебным предметам.
л
Школьная библиотека – центр информационных ресурсов
о
В соответствии с Программой развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007 – 2016 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007 № 725) предусмотрены мероприятия по планомерной модернизации библиотек общеобразовательных учреждений и преобразовании их в центры информационных ресурсов. Оснащение школьных библиотек техническими и программными средствами учебного назначения позволит создать на их базе медиацентры, которые дадут возможность учащимся и педагогам использовать средства информационных технологий для подготовки к урокам, самообразования.
С целью обеспечения более широкого доступа учащимся к компьютерам, подключенным к сети Интернет, рекомендуется установить компьютеры в школьных библиотеках и подключить их к сети Интернет.
о
Перечень электронных средств обучения
о
Ниже приведен перечень ЭСО отраслевого фонда программных средств Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь (ГИАЦ); в который вошли ЭСО, прошедшие только техническую и дизайн-эргономическую экспертизу ГИАЦ; ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».
ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» 2006-2009 гг. распространяются ГИАЦ Министерства образования бесплатно.
В ГИАЦ Министерства образования Республики Беларусь можно получить подробную информацию о всех электронных средствах обучения, а также познакомиться с их содержанием.
Наименование ЭСО
|
Разработчик,
год разработки
|
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
|
|
*Беларуская мова. Пачатковая школа. Частка 1
|
РБ / Софт-Перспектива, 2007
|
*Русский язык. Начальная школа. 2-4 классы. Речевой этикет
|
РБ / ЦИРК БГУ, 2008
|
*Человек и мир. 1-3 классы
|
РБ / ЦИРК БГУ, 2008
|
*Музыка. Виртуальная творческая лаборатория. 4 класс
|
РБ / МедиуМ, 2008
|
*Начальная школа. Занятия по интересам. 2-4 классы. Развитие способностей учащихся на основе электронных дидактических игр
|
РБ / ЦИРК БГУ, 2008
|
*Русский язык. Начальная школа. 2-3 классы. Занимательная грамматика (для детей с нарушением слуха)
|
РБ / ЦИРК БГУ, 2008
|
**Математическое лото
|
авт. Савчик В.С. Гимназия №1 г. Мяделя Минской области
|
**Изобразительное искусство, 1 класс
|
авт. Сабич В.Н. Гимназия №22 г. Минска
|
**Электронная поддержка учебного пособия «Учись рассуждать»
|
авт. Славников В.В. СШ №2 г. Чаусы Могилевской области
|
**Набор игр «Игровая площадка»
|
авт. Садовский Е.М. Семенова В.Г., Гордей Д.Н., Богданович В.С. СШ №27 г. Бобруйска Могилевской области
|
ПМК «Математика. Начальная школа»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2000
|
ПМК «Русский язык. Начальная школа»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2000
|
ПМК «Начальная школа: развиваем речь»
|
РБ / Инфотриумф, 2007
|
ПМК «Пачатковая школа. Беларуская лексіка»
|
РБ / Инфотриумф, 2007
|
ПК «Гуляй и вучыся»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2007
|
ПМК «Учимся думать»
|
РБ / Инфотриумф, 2003
|
МИККИ
|
РБ / Инфотриумф, 1999
|
Музыкальный класс
|
РФ / КиМ
|
Суперинтеллект
|
РФ / Новый диск
|
ПМК «Роботландия»
|
РФ / Роботландия
|
БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
|
|
*ПМК «Беларуская мова»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 1999
|
*Беларуская мова. Сярэдняя школа. Частка 1
|
РБ / Софт-Перспектива, 2007
|
*Беларуская мова. Сiнтаксiс i пунктуацыя
|
РБ / Софт-Перспектива, 2008
|
*Беларуская лiтаратура. Сусвет роднага слова
|
РБ / Софт-Перспектива, 2008
|
*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам»
|
РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005
|
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
|
|
*Русский язык. 5-10 классы
|
РБ / ЦИРК БГУ, 2006
|
*Русский язык. 5 класс. Формирование языковой, речевой и лингвокультурологической компетенции
|
РБ / Софт-Перспектива, 2008
|
*Русский язык. 5-10 классы. Визуальный электронный комплект учебных средств по русскому языку и культуре речи с методикой применения
|
РБ / Софт-Перспектива, 2008
|
*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам»
|
РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005
|
РБ / ИНИС-СОФТ
|
|
*Русская литература. Эволюция реализма как художественного направления в русской литературе XIX—XX веков
|
РБ / Софт-Перспектива, 2008
|
**Электронное средство обучения «Формирование орфографической зоркости»
|
авт. Королько Т.С., Игнатович Т.П. СШ №101 г. Минска
|
ПМК «Русский язык. Средняя школа. Ч.1»
|
РБ / ИНИС-СОФТ
|
ПМК «Русский язык. Средняя школа. Ч.2»
|
РБ / ИНИС-СОФТ
|
Хрестоматия по русской литературе
|
РФ / КиМ
|
Библиотека школьника
|
РФ / Новый диск
|
РФ / 1С
|
|
РФ / 1С
|
|
РФ / 1С
|
|
МАТЕМАТИКА
|
|
*Математика. Стереометрия
|
РБ / IBA, 2008
|
*Математика. Текстовые задачи
|
РБ / IBA, 2008
|
*ПМК «Геометрия 8: поддержка учебника Н.М. Рогоновского»
|
РБ / Мозырский государственный педагогический университет, 2005
|
*Универсальный учебный графопостроитель
|
РБ / Инфотриумф, 2007
|
*Математика. Информационно-справочная система
|
РБ / Софт-Перспектива, 2007
|
**Симметрия
|
авт. Анисько А.И., Гуров В.В., Кравченко А.Б. Гимназия №4 г. Витебска
|
ПМК «Математика. Средняя школа. Ч.1»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2003
|
ПМК «Математика. Средняя школа. Ч.2»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2007
|
ПМК «Математика. Средняя школа. Ч.3»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2007
|
ПК «Наглядная алгебра. 9 класс»
|
РБ / Инфотриумф, 2007
|
ПМК «Алгебра 10»
|
РБ / Инфотриумф, 2003
|
ИПС «Математика в задачах и решениях»
|
РБ / Инфотриумф, 2003
|
Открытая математика 2.6. Планиметрия
|
РФ / Физикон, 2000-2008
|
Открытая математика 2.6. Стереометрия
|
РФ / Физикон, 2000-2008
|
Открытая математика 2.6. Функции и графики
|
РФ / Физикон, 2000-2008
|
1С: Репетитор. Математика. Часть 1
|
РФ / 1С
|
Уроки алгебры КиМ 7-8 классы
|
РФ / КиМ
|
Уроки алгебры КиМ 9 класс
|
РФ / КиМ
|
Уроки геометрии КиМ 7-9 классы. Часть 1. Часть 2.
|
РФ / КиМ
|
Уроки геометрии КиМ 10-11 классы. Часть 1. Часть 2.
|
РФ / КиМ
|
ИНФОРМАТИКА
|
|
*Информатика и информационные технологии. Информационно-справочная система
|
РБ / Софт-Перспектива, 2008
|
**Мультимедийный справочник по основам языка Паскаль
|
авт. Садовская Е.И., Москаленко А.К. СШ №45 г. Витебска
|
**Электронное средство обучения «Основы веб-конструирования. HTML+CSS»
|
авт. Тарасов Д.А. СШ №1 г. Славгорода Могилевской области
|
**Основы анимации в Macromedia Flash
|
авт. Кузьмицкая С.Г. СШ №140 г. Минска
|
**Обучающая программа «Экскурсия по системному блоку»
|
авт. Алексеев Т.Ю. Гимназия №6 г. Бреста
|
Энциклопедия персонального компьютера и интернета КиМ 2007
|
РФ / КиМ
|
Мир информатики
|
РФ / КиМ, 2003
|
Мир информатики. 3-4 годы обучения
|
РФ / КиМ, 2003
|
ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ
|
|
*Физика. 7 класс
|
РБ / МедиуМ, 2005
|
*Физика. 8 класс
|
РБ / МедиуМ, 2006
|
*Физика. Волновая оптика. Комплект компьютерных моделей
|
РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008
|
*Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория
|
РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008
|
**Астрофизический портал (http://www.afportal.ru)
|
авт. Грабцевич В.И. Могилевский государственный областной лицей №1
|
ПМК «Наглядная физика. 9 класс»
|
РБ / Инфотриумф, 2007
|
ПМК «Наглядная физика. Часть 2»
|
РБ / Инфотриумф, 2009
|
Уроки физики КиМ для 5-6 классов
|
РФ / КиМ
|
Уроки физики КиМ для 7-8 классов
|
РФ / КиМ
|
Уроки физики КиМ для 9 класса
|
РФ / КиМ
|
Уроки физики КиМ для 10 класса
|
РФ / КиМ
|
Уроки физики КиМ для 11 класса
|
РФ / КиМ
|
Открытая физика 2.6. Часть 1. Часть 2
|
РФ / Физикон, 2000-2008
|
Открытая астрономия 2.6
|
РФ / Физикон, 2004-2008
|
REDSHIFT
|
РФ / Новый Диск
|
ХИМИЯ
|
|
*Химия. Химический лабораторный практикум. 7-9 класс
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2008
|
*Химия. Химический лабораторный практикум. 10-11 класс
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2008
|
*Анимация моделей строения вещества и механизмов химических реакций
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2007
|
Открытая химия 2.6
|
РФ / Физикон, 2004-2008
|
Уроки химии КиМ 8-9 класс
|
РФ / КиМ
|
Уроки химии КиМ 10-11 класс
|
РФ / КиМ
|
БИОЛОГИЯ
|
|
*Человек и его здоровье
|
РБ / МедиуМ, 2005
|
*Биология. Генетика
|
РБ / БГУ, 2008
|
*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам»
|
РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005
|
**Виртуальный кабинет биологии
|
авт. Клим С.А. Гимназия №5 г. Минска
|
Уроки биологии КиМ 6-7 классы
|
РФ / КиМ
|
Уроки биологии КиМ 8 класс
|
РФ / КиМ
|
Уроки биологии КиМ 9 класс
|
РФ / КиМ
|
Уроки биологии КиМ 10-11 классы
|
РФ / КиМ
|
Открытая биология 2.6
|
РФ / Физикон, 2000-2008
|
ГЕОГРАФИЯ
|
|
*Начальный курс географии. 6-7 класс
|
РБ / МедиуМ, 2007
|
*Физическая география Беларуси. 10 класс
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2008
|
Экология. Общий курс
|
РФ / Новый диск
|
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
|
|
*Английский язык. Начальная школа. Часть 1
|
РБ / МедиуМ, 2007
|
*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам»
|
РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005
|
ПМК «Английская лексика»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2000
|
REWARD. Уровень 1 Elementary
|
РФ / Новый диск
|
REWARD. Уровень 2 Pre–Intermediate
|
РФ / Новый диск
|
REWARD. Уровень 3 Intermediate
|
РФ / Новый диск
|
REWARD. Уровень 4 Upper–Intermediate
|
РФ / Новый диск
|
Профессор Хиггинс. Английский без акцента!
|
РФ / ИстраСофт
|
Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента!
|
РФ / ИстраСофт
|
МУЛЬТИЛЕКС классический
|
РФ / МедиаЛингва
|
Мультилекс 2.0 большой немецкий
|
РФ / МедиаЛингва
|
ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ
|
|
*Гісторыя Беларусі старажытных часоў.
6 класс
|
РБ / БГУ, 2005
|
*Гісторыя Беларусі. Беларускія землі са старажытнейшых часоў да сярэдзіны XVI cт.
|
РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008
|
*Всемирная история. История древнего мира
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2007
|
*Всемирная история. Всемирная история с древнейших времён до конца XVIII века
|
РБ / Академия Управления, 2008
|
*Обучающе-тестирующий комплекс «Человек. Общество. Государство»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2006
|
*Отечественная и мировая художественная культура. Часть 1
|
РБ / МедиуМ, 2006
|
*Отечественная и мировая художественная культура. Часть 2
|
РБ / МедиуМ, 2007
|
ПК «Гісторыя Беларусі. Тэматычныя тэсты»
|
РБ / Инфотриумф
|
ПМК «Гісторыя Беларусі»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2009
|
История России. XX век
|
РФ / КлиоСофт
|
ЧЕРЧЕНИЕ
|
|
**Электронное пособие «Черчение»
|
авт. Аксамит Г.Н., Якубович С.А. Гимназия 1 г. Волковыска Гродненской области
|
ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
|
|
Большая энциклопедия КиМ 2009
|
РФ / КиМ
|
Детская энциклопедия КиМ 2009
|
РФ / КиМ
|
От плуга до лазера
|
Лондон / Dorling Kindersley
|
Энциклопедия классической музыки
|
РФ / Коминфо
|
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
|
|
**Видеоэкскурсия на мемориал «Детям-жертвам войны»
|
авт. Тарасеня Ж.В.,
Морозов Д.А. Жлобинский государственный профессиональный аграрно-технический колледж
|
**Годы, опалённые войной. Хроника Великой Победы
|
авт. Андреенко Р.Е.,
Коваленя А.А., Олейник Л.Ф. СШ № 55 г. Минска
|
**Киноурок «Память» (Афганистан болит в моей душе!)
|
авт. Тимофеев В.А.,
Разнорович Т.Ю., Побегаев П.В.,
Харланов А.А. Могилёвский государственный областной лицей № 1
|
**Школа Светофора
|
авт. Хаванова С.Н.,
Шмыгер О.И., Валюк Е.А. Гимназия №1 г. Волковыска Гродненской области
|
**Животный мир: открытия и легенды
|
Сидорович И.Я., Малашко Е.Н., Мисюк К.А. СШ №7 г. Слонима Гродненской области
|
Программы для обеспечения мониторинга и управления образовательным процессом
|
|
Десятибальный мониторинг
|
РБ / Инфотриумф, 2004
|
ПК «Знак»
|
РБ / ИНИС-СОФТ, 2004-2008
|
РБ / ИНИС-СОФТ
|
л
Примечания
1. Символом * отмечены ЭСО, которые разработаны за счет средств республиканского бюджета и распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.
2. Символом ** отмечены электронные средства обучения победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет», которые распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.
В научно-методическом журнале «Информатизация образования» публикуется нормативное правовое обеспечение процесса информатизации системы образования, методические материалы и другая полезная информация для учителя.